ГАЛАХА
ГАЛАХА ГАЛАХА
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ГАЛАХА

ГАЛАХА

ГАЛАХА
ГАЛАХА, религиозно-правовая система иудаизма, совокупность законов, которые содержатся в Торе, Талмуде и раввинистической литературе, регламентирует различные стороны жизни еврейского общества. Само слово "галаха" первоначально имело смысл "путь", "закон" и обозначало какое-либо конкретное постановление. Со временем этим словом стали называть религиозно-правовую систему иудаизма в целом. Развитие галахического законодательства происходило постепенно в течение нескольких столетий. Его непрерывное развитие было связано с тем, что установления, содержавшиеся в Торе и испокон веков регламентировавшие жизнь еврейских общин, нуждались в истолковании и приведении в соответствие с потребностями текущей эпохи. Таким образом, постепенно складывалась разветвленная законодательная система, в основу которой были положены пять различных по степени авторитетности источников. Этими источниками были: Письменный закон, Предание, Устный закон, Постановления писцов (софрим) и Обычай. Письменный закон — 613 заповедей, содержащихся в Торе — Божественное откровение, авторитет которого считается непререкаемым. Все прочие установления Галахи рассматриваются как пояснения и уточнения к этим заповедям. К области Предания относятся те предписания, которые встречаются в следующих за Торой библейских книгах. Еврейская традиция рассматривает такие предписания либо как толкования заповедей Торы, открытые пророкам, либо как сами заповеди, данные на Синае. Устный закон – это, во-первых, толкование Письменного закона, основанное как на прямой интерпретации священного текста, так и на выводах из его скрытого смысла, получаемых с помощью правил герменевтики; а во-вторых, это некоторое количество постановлений, имеющих авторитет библейских предписаний, несмотря на то, что они отсутствуют в Торе и даже не были выведены из нее. Такие предписания рассматриваются как своего рода бесспорные нормы, основанные на древней традиции и очевидные настолько, что они не нуждаются в подтверждении священным текстом. К такого рода установлениям относится, например, положение о том, что обязанность доказательства в суде ложится на истца. Постановления писцов – это законы, содержащиеся в Торе и разъясненные толкователями раннего послебиблейского периода, а также законы, введенные самими этими толкователями. К законам последнего рода, в частности, относятся установления, предотвращающие нарушение заповедей Торы. Обычай — это установление, согласно которому разрешается спорный вопрос в том случае, когда Письменный закон, Предание и Устный закон оказываются недостаточными; это также общепринятый порядок разрешения спорных вопросов при расхождении мнений о том, как следует применять галахический закон. Развитие галахических установлений имеет очень долгую историю, уходящую корнями в досинайскую эпоху. Так, например, положение о ритуальной чистоте жертвенных животных встречается уже при описании жертвоприношения Ноя. Устное толкование библейских заповедей началось, по-видимому, уже в 5 веке до н. э., вскоре после признания Торы Письменным законом. Дискуссии раннего периода сыграли важную роль в накоплении материала для создания Мишны, которую можно считать первой попыткой кодификации Галахи. В 4-5 вв. н. э. Мишна стала вторым по значению после Библии священным текстом, ее подробное толкование легло в основу Иерусалимского и Вавилонского Талмудов. Новым этапом в развитии Галахи стал период гаонов (7-11 вв.), для которого было характерно стремление к установлению единой законодательной нормы. В это время появляются галахические труды, объединяющие нормативные предписания, необходимые для поседневной практики. Многовековое развитие и тщательное совершенствование Галахи неизбежно порождало стремление к упорядочиванию постоянно растущего числа религиозно-правовых установлений и изданию новых, отвечающих потребностям текущего момента кодексов. В 12 в. появился огромный труд Маймонида, в котором был систематизирован накопленный материал и давались краткие решения по всем практическим и историческим галахическим вопросам. Наконец, в 16 веке были составлены "Шулхан Арух" и "Маппа" — два труда, признанные единым и наиболее авторитетным сводом галахических установлений. С этого момента был положен конец различиям в толковании галахических предписаний разными еврейскими общинами, которые прежде могли обращаться к различным кодексам, часто вступавшим друг с другом в противоречие.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ГАЛАХА



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.