ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА

ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА

ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий в районе с. Гжель (Раменский район Московской обл.). Во 2-й пол. 18 в. "черные" (простые) и "муравленые" (поливные) гончарные изделия сменяются майоликой с многоцветной росписью по белой поливе. В 19 в. производились фарфор, фаянс и полуфаянс. Традиции гжельской керамики продолжает завод художественной керамики в пос. Турыгино (изделия с сочной синей росписью по белому фону; художники Н. И. Бессарабова, Л. П. Азарова). * * * ГЖЕЛЬ (гжельская керамика), изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость — деревни Речицы, Гжель, Жирово, Турыгино, Бохтеево, Новохаритоново, Володино, Кузяево. В настоящее время изделия производят в тридцати селах и деревнях бывших Бронницкого и Богородского уездов, в 60 км от Москвы (ныне Раменский район). Слово "гжель" происходит, возможно, от "жечь". Впервые местность Гжель упоминается среди других в духовной грамоте Ивана Калиты, затем — во всех духовных грамотах великих князей, а Иван Грозный обозначил ее как "государеву дворцовую волость", то есть собственность двора. Начало кустарного производства. В 17 в. крестьяне гжельских деревень и сел начали выделывать поливную посуду и игрушки. Делали в Гжели кирпич, глиняную обварную и томленую посуду с однотонным светлым черепком, а в конце того же 17 века освоили изготовление "муравленой" (т. е. покрытой зеленоватой или коричневой глазурью) посуды, не пропускавшей воду. О гжельских глинах было известно и в Москве. В 1663 царь Алексей Михайлович издал указ: "... во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины, которая глина годица к аптекарских сосудам". Исследование гжельской глины. В 1710 Гжельская волость была приписана к Аптекарскому приказу "для дела алхимической посуды". В 1744 попытались проверить пригодность гжельских глин для производства фарфора — порцелина, как его тогда называли. В Гжель послали специальную комиссию, в которую входили Афанасий Гребенщиков, владелец керамического завода в Москве, знаток гжельских глин, и Д. И. Виноградов. Виноградов и Гребенщиков осмотрели четыре образца местных глин и взяли для опытов 2 тыс. пудов глины-песчанки и 500 пудов глины-жировки. Всю глину доставили в Петербург, где из гжельской песчанки-черноземки Виноградов получил первый образец фарфоровой массы. В 1749 Виноградов пробыл в Гжели около 8 месяцев. Он познакомил с гжельскими глинами М. В. Ломоносова, который высоко отозвался о них: "...Едва ли есть земля самая частая и без примешания где на свете... разве между глинам.., для фарфору употребляемыми, какова у нас гжельская или еще исетская, которой нигде не видел я белизною превосходнее". Смешав оренбургскую глину с гжельской черноземной, Виноградов получил настоящий чистый и белый порцелин. Майоликовые изделия. В самой Гжели работало много мастеров, некоторое вpемя обучавшихся на заводе Гребенщикова в Москве. Имея большой опыт гончарного дела, получив необходимый навык у мастера, гжельские кустари, быстро освоив производство майолики, начинали изготавливать подобные изделия в своих мастерских. Они создавали нарядную посуду: квасники — декоративные кувшины с кольцевидным туловом, высокой куполообразной крышкой, длинным изогнутым носиком, часто на четырех округлых ножках; кумганы — подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе; кувшины, рукомои, кружки-шутихи ("напейся — не облейся"), блюда, тарелки и др., украшенные орнаментальной и сюжетной росписью, исполненной зеленой, желтой, синей и фиолетово-коричневой красками по белому фону. Обыкновенно в центре изображения находилась птица типа журавля, основное изображение дополняли условные деревца, кустики, иногда архитектурные сооружения. Гжельские гончарные заводы. В 1770-е гг., наряду с кустарными мастерскими, которых было бесчисленное множество, в Гжели существовали и гончарные заводы, их было около 25. В 1775 один из заводовладельцев, С. Афанасьев, выполнил придворный заказ на посуду, что свидетельствовало о большой популярности и авторитете гжельского промысла. По отзыву на выполненный заказ, гжельская посуда — тарелки, блюдца, супницы и др. — была "... на фасон заморских самолутчей доброты". От майолики к полуфаянсу. С конца 18 в. и до 1820-x гг. в Гжели происходит переход от майолики к полуфаянсу. Соответственно меняется и роспись изделий — от многоцветья, характерного для майолики, к одноцветной подглазурной росписи кобальтом. В это время в Гжели насчитывалось около 50 фабрик, изготавливавших полуфаянсовые изделия. 1840-е гг. — расцвет полуфаянсового и гжельского народного керамического промысла. В росписи преобладает растительный орнамент. Основные формы: кумганы, квасники, реже — кружки, подсвечники, рукомойники. Полуфаянсовые изделия этого периода представлены сейчас в ведущих музеях страны — Историческом, Русском, Эрмитаже, а также в Егорьевском краеведческом. В одном из статистических описаний Московской губернии 1811 гжельская посуда аттестуется "лучшею из всех делаемых в России сего рода посуд". Гжельские изделия распространялись не только по всей России, от Архангельска до Астрахани и в Сибири, их вывозили в Среднюю Азию и страны Ближнего Востока. Учитывая местные вкусы, гжельские мастера создали устойчивый ассортимент так называемого "азиатского" фарфора: чайники, пиалы разных размеров и определенной формы, с характерной цветочной росписью в медальонах на цветном фоне. Посуда эта широко бытовала и в русских трактирах. Гжельские фабриканты. В цветущую пору гжельской промышленности работало более тридцати фабрик. Среди известных фабрикантов — братья Бармины, Я. Храпунов-новый, Фомин, Тадин, Рачкины, Гуслины, Сазоновы, Тереховы, Киселевы. Известными в Гжели были фабриканты Гусятниковы. Фамилия эта по сей день продолжается в Гжели нынешней. Но самым удачливым среди фабрикантов были Кузнецовы. Их фабрика возникла в начале 19 в. в деревне Новохаритоново. Первыми хозяевами были братья Tepeнтий и Анисим Кузнецовы. От них династия продолжала семейное дело до революции, покупая все новые и новые владения и фабрики. В конце 19 в. пять крупных заводов М. С. Кузнецова выпускали изделий на 2,1 млн. руб., при этом все предприятия гжельского региона — лишь на 200-300 тыс. руб. в год. В 1860-70-х гг. происходит постепенное исчезновение гжельского промысла с его ручной формовкой и росписью. Остаются крупные фабрики. Возникновение новых артелей. Лишь с 1920-х гг. в Гжели начинают понемногу работать отдельные гончарные мастерские. В 1930-е гг. основываются все новые артели, затем в Турыгине открывается профшкола, преобразованная в 1931 в Гжельский керамический техникум. В 1935 там же был отстроен цех, специализировавшийся на выпуске декоративного фарфора. Выпускали преимущественно глиняную игрушку, но иногда вспоминали и старые, "кузнецовские", модели. В 1936 производство преобразуется в кооперативную артель "Художественная керамика". Возрождение творческих традиций. Начало подлинного возрождения Гжели относится к 1944-45 гг. и связано с именами историка-искусствоведа А. Б. Салтыкова и художницы Н. И. Бессарабовой. Салтыков берется за возрождение творческих традиций промысла. Основой этого возрождения послужило наследие гжельской майолики 18 в. и полуфаянса 19 в. Роспись же была принята одноцветная синяя подглазурная (кобальтом) по типу традиционной полуфаянсовой — именно такой мы гжель и знаем. В 1972 было образовано объединение "Гжель", ведущее в Гжели, знаком этого объединения до последнего времени была уточка на бегущей волне в треугольнике. Мастеров готовят в прямом смысле с детского сада, где дети приобщаются к искусству, занимаясь рисованием и делая пробные фигурки. Наряду с общеобразовательной школой существует и художественная. За свои изделия дети получают деньги, поскольку работы считаются авторскими. После школы можно поступить в Гжельский колледж (ускоренный курс обучения от 4 до 5 лет). Среди мастеров есть также выпускники Высшего художественно-промышленного училища, Химико-технологической академии, Художественно-промышленного и Абрамцевского училищ. Помимо посуды и мелкой пластики, объединение выпускает каминную плитку, около 20 видов различных часов, телефонные аппараты, различные люстры (15 видов). Четыре цеха объединения производят фарфор, два — майолику. Все производства расположены в радиусе 5—7 км. 10% изделий идет на экспорт: в Германию, Англию, Америку, Японию, Италию. Налаживаются связи с Финляндией, Швецией, Люксембургом, Францией, Турцией, Болгарией. С 1976 объединение "Гжель" возглавляет Виктор Михайлович Логинов. Н. А. Круглянская.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.