ВАТТО Антуан (1684-1721)
ВАТТО Антуан (1684-1721) ВАТТО Антуан (1684-1721)
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ВАТТО Антуан (1684-1721)

ВАТТО Антуан (1684-1721)

ВАТТО Антуан (1684-1721)
ВАТТО (Watteau) Антуан (1684-1721), французский живописец и рисовальщик. В бытовых и театральных сценах, т. н. галантных празднествах, отмеченных изысканной нежностью красочных нюансов, трепетностью рисунка, воссоздал мир тончайших душевных состояний ("Паломничество на остров Киферу", 1719-18). * * * ВАТТО (Watteau) (Жан) Антуан (10 октября 1684, Валансьенн - 18 июля 1721, Ножан-сюр-Марна), французский живописец. Родился во фламандском городе Валансьенне, вскоре отошедшем к Франции, в восемнадцать лет пешком пришел в Париж, без денег, без работы, без покровителей. Работал в живописной мастерской известного маршана Мариетта на мосту Нотр-Дам; около 1704-05 гг. стал учеником знаменитого художника-декоратора Клода Жилло, писавшего также сценки из жизни актеров. С 1707-08 работает у Клода Одрана, резчика по дереву. Благодаря Одрану, исполнявшему обязанности хранителя живописной коллекции Люксембургского дворца, Ватто познакомился с серией полотен Рубенса, посвященных истории Марии Медичи, произведениями фламандских и голландских мастеров, оказавших сильное воздействие на технику и колорит его работ. Ранние картины. Ранние небольшие жанровые картины - с изображением забавной уличной сценки ("Сатира на врачей", ок. 1708, Москва, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), бродячего шарманщика с сурком ("Савояр", 1716, Санкт-Петербург, Эрмитаж), эпизодов из солдатской жизни ("Бивуак", ок. 1710, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; "Рекруты, догоняющие полк", ок. 1709, Нант, Музей изящных искусств; "Военный роздых", ок. 1716, Эрмитаж) - обнаруживают остроту и оригинальность восприятия мира, художник, несомненно, ищет ценности не в претенциозном искусстве эпохи Людовика XIV, а обращается к искусству 17 века - крестьянским жанрам Луи Ленена, графике Калло, фламандским мастерам. Сцены из жизни актеров. В период 1712-19 гг. Ватто увлекает написание сцен из театральной жизни. В полотнах "Актеры французского театра" (ок. 1712, Эрмитаж), "Любовь на итальянской сцене" (Берлин, Художественные музеи), "Арлекин и Коломбина" (ок. 1715, Лондон, Галерея Уоллес), "Итальянские комедианты" (1716-19, Вашингтон, Национальная галерея) он использовал зарисовки понравившихся поз, жестов, мимики актеров, которые делал в театре, ставшем для него пристанищем живых чувств. Полон высокой поэзии печальный и добрый образ наивного простака, героя ярмарочного театра Жиля в костюме Пьеро в полотне "Жиль" (Париж, Лувр). Тончайшие нюансы человеческих переживаний - иронии, печали, тревоги, меланхолии - раскрываются в его маленьких картинках с изображением одной или нескольких фигур в пейзаже ("Лукавница", 1715, Лувр; "Капризница", ок. 1718, Эрмитаж; "Меццетен", 1717-19, Нью-Йорк, Метрополитен-музей). Герои этих сцен обижены и застенчивы, неловки, насмешливы, лукавы и кокетливы, часто печальны. Ироничная отчужденность, которая всегда сквозит в картинах Ватто придает им оттенок ирреального, фантастического и ускользающего миража. Изящество и виртуозная легкость письма, переливчатая гамма карминных, зеленых, сиреневых цветов, многообразие тональных оттенков вторят поэтической игре в чувства, которую воплощают эти образы-характеры. Персонажи Ватто далеки от реальности, словно разыгрывая пантомиму, они изображают безмятежную жизнь в совершенно особом мире на грани театра и реальности, мире, созданном воображением художника. Паломничество на остров Киферу. Так называемые галантные сцены Ватто - "Радость жизни" (ок. 1715, Лондон, Галерея Уоллес), "Венецианский праздник" (Эдинбург, Национальная Галерея Шотландии) изображают мир мечты с оттенком грусти. За "Паломничество на остров Киферу" Ватто был принят в члены Французской Академии (1717-18, Лувр, Париж; поздняя версия - Шарлоттенбург, Берлин). Эта живописная элегия Ватто строится не на коллизии, действии (неясно даже, отплытие или возвращение изображено на полотне), но лишь на едва уловимых оттенках настроения, общей поэтической и эмоциональной атмосфере. Композиция "Паломничества" лишена устойчивости - герои то группами устремляются вглубь картины, то расходятся парами, то вдруг обращаются к зрителю жестами или взглядом. Персонажи словно подчиняются "видимой" музыке - волнами подымающиеся и падающие линии, объединяющие все шествие, почти танцевальные движения пар, паузы, чередования цветовых пятен создают ощущение слышимой мелодии. Иконография "галантных празднеств" ("fetes galantes") восходит к "садам любви", известным еще с эпохи средневековья. Однако в отличие от парковых идиллий рококо "сады любви" Ватто олицетворяют не просто праздник прекрасной природы, в красочно утонченных полотнах зыбкая поэзия чувств и размышлений о человеческом бытии на земле окрашена в проникновенно печальные лирические интонации. В 1719-20 тяжело больной художник посетил Англию (возможно, надеясь на советы английских врачей), где пользовался большим успехом; впоследствии искусство Ватто оказало значительное влияние на английскую живопись середины - второй половины 18 века. "Лавка Жерсена". По возвращении в Париж для лавки "Великий монарх", принадлежащей Жерсену, у которого измученный болезнью Ватто попросил приюта, он написал одно из самых знаменитых своих произведений и единственное, которым он был доволен, "Вывеску лавки Жерсена" (1720, Берлин, Художественные музеи). По словам самого Жерсена, "написана она была за неделю, да и то художник работал только по утрам; хрупкое здоровье не позволяло ему работать дольше". Бытовая сцена с изображением интерьера лавки (в стиле "антикварных лавок" Д. Тенирса) полна метафор - размышлений о своем времени: приказчики упаковывают в ящик портрет короля Людовика XIV - возникают ассоциации и с названием лавки, и с забвением ушедшего века. Последние дни Ватто провел в Ножане недалеко от Парижа, куда перевез ворох театральных костюмов, реквизит для будущих картин, и где написал образ Христа для местной церкви. В манере Ватто, никогда не поднимаясь, однако, до высоты своего учителя, работали французские художники Патер и Ланкре. Е. Д. Федотова.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ВАТТО Антуан (1684-1721)



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.