ЩУСЕВ Алексей Викторович (1873-1949)
ЩУСЕВ Алексей Викторович (1873-1949) ЩУСЕВ Алексей Викторович (1873-1949)
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ЩУСЕВ Алексей Викторович (1873-1949)

ЩУСЕВ Алексей Викторович (1873-1949)

ЩУСЕВ Алексей Викторович (1873-1949)
ЩУСЕВ Алексей Викторович (1873-1949), российский архитектор, академик АН СССР (1943). Обращался к традициям русского средневекового зодчества (Казанский вокзал, 1914-26, 1941), к классическому наследию. По проекту Щусева построены Мавзолей В. И. Ленина (1924-30), гостиница "Москва" (1932-38, с соавторами). Участвовал в разработке плана реконструкции Москвы (1918-25). Государственная премия СССР (1941, 1946, 1948, 1952, посмертно). * * * ЩУСЕВ Алексей Викторович [29 сентября (11 октября) 1873, Кишинев - 24 мая 1949, Москва], российский архитектор, академик АН СССР (1943). Обращался к традициям русского средневекового зодчества и к классическому наследию. Участвовал в разработке плана реконструкции Москвы (1918-25). Государственная премия СССР (1941, 1946, 1948, 1952, посмертно). Образование. Родился в семье надворного советника, смотрителя богоугодных заведений. После окончания гимназии (1891) уехал в Петербург, где самостоятельно, без протекции поступил в Академию художеств на архитектурное отделение. Как студент академии был командирован в Среднюю Азию, участвовал в обмерах памятников Самарканда. Окончив курс академии под руководством Г. Котова и Л. Н. Бенуа с большой золотой медалью (1897), следующие два года провел в заграничной командировке. Служба в канцелярии Священного Синода. Первая самостоятельная работа Щусева - проект иконостаса Успенского собора Киево-Печерской лавры. Увлекшись древнерусской архитектурой и искусством, поступил на службу в канцелярию Священного Синода. Выполнил проект Марфо-Мариинской обители (1908-12), в которой вдохновлялся храмами древнего Новгорода, Пскова и Юрьева-Польского. Храм Покрова (сохранился) Марфо-Мариинской обители расписывал друг Щусева, художник М. В. Нестеров. Синод командировал зодчего на Волынь в Овруч, где сохранились развалины церкви св. Василия - памятника 12 в. После тщательных предварительных исследований Щусев восстановил храм и за блестяще выполненную работу был избран членом Академии художеств. В эти же годы по проектам Щусева строятся церкви в разных городах России. Строительство Казанского вокзала. Выиграв конкурс на проект Казанского вокзала, академик Щусев в 1913 был утвержден его главным архитектором. На строительство вокзала, начавшееся в 1914 и продолжавшееся с перерывами до 1941, правление железной дороги выделило 3 млн. золотых рублей. Проект имел огромный успех, двухсотметровая композиция из разновысоких теремов и палат с башней на углу воспринималась как "ворота на восток". В облике здания гармонично сочетаются характерные черты московской архитектуры 17 в. и Казани. В оформлении фасада и интерьеров принимали участие такие выдающиеся художники, как Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере, Н. К. Рерих и др. Совместно с И. В. Жолтовским зодчий возглавил работу мастерской по перепланировке Москвы (1918-25), где определялись перспективные зоны застройки, основные транспортные маршруты. В 1922-23 был главным архитектором Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве. Строительство Мавзолея. В 1924 Щусев начал работать над заказом государственного значения - проектированием и строительством Мавзолея В. И. Ленина на Красной площади. Два первоначальных варианта были деревянные. Для сооружения каменного Мавзолея (1929) из карьеров Украины, Урала и Карелии был привезен мрамор, порфир, гранит, лабрадор, лабрадорит и габронорит. Сохранив общую композицию второго деревянного варианта, Щусев увеличил объемы сооружения: внешние - с 1,3 тыс. куб. м до 5,8 тыс. куб. м, внутренние - с 0,2 тыс. куб. м до 2,4 тыс. куб. м. Выстроенный в строгих монументальных формах, сочетающих темно-красный гранит и черный лабрадор, Мавзолей не только вписался в исторический ансамбль площади, но и стал центром ее композиционного ансамбля. Увлечение конструктивизмом. Увлечение конструктивизмом в 1920-30-х гг. нашло отражение в таких постройках Щусева, как здание Наркомзема (ныне Министерство сельского хозяйства, 1928-33; памятник архитектуры), клуб имени Октябрьской революции - оба в Москве, Научно-исследовательский институт курортологии и физиотерапии в Сочи (1927-31). Огромное здание Наркомзема - прямоугольное в плане, выстроено с применением монолитного железобетона. Простые прямоугольные формы основного корпуса противопоставлены полукруглому эркеру, сплошные ленты различных по размерам окон - затененным лоджиям. В настоящее время это здание стало памятником архитектуры. 1930-е и послевоенные годы. В 1930-е гг. в Москве по проектам Щусева возводится ряд жилых домов, здание гостиницы "Москва" (1932-38, совместно с Л. И. Савельевым и О. А. Стапраном), новый Москворецкий мост (1936-38). Гостиница "Москва", Москворецкий мост, а также административное здание на площади Дзержинского (1946) построены с использованием элементов классической архитектуры. Значительной работой архитектора является также здание Большого театра оперы и балета имени А. Навои в Ташкенте (1940-47), в проекте которого использованы национальные узбекские мотивы. После окончания Великой Отечественной войны Щусев много работал над восстановлением Новгорода (1943-45), а также Истры (1942-43) и Кишинева (1947). Последними его работами были здание на Лубянской площади и станция метро "Комсомольская-кольцевая" (открыта в 1952), в оформлении которой вновь были использованы элементы русского зодчества. Преподавательская деятельность. Преподавал в СВХПУ (1913-18), московском Вхутемасе (1918-24), Московском архитектурном институте (1948-49). В 1926-29 был директором Государственной Третьяковской галереи, в 1946 организовал Государственный научно-исследовательский музей архитектуры и стал первым его директором, после смерти Щусева музей стал носить его имя. Написал свыше 200 научных работ и статей о различных проблемах архитектуры, в том числе о застройке Москвы. В. А. Резвин.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ЩУСЕВ Алексей Викторович (1873-1949)



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.