БЮИССОН Фердинанд Эдуар (1841-1932)
БЮИССОН Фердинанд Эдуар (1841-1932) БЮИССОН Фердинанд Эдуар (1841-1932)
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > БЮИССОН Фердинанд Эдуар (1841-1932)

БЮИССОН Фердинанд Эдуар (1841-1932)

БЮИССОН Фердинанд Эдуар (1841-1932)
БЮИССОН (Buisson) Фердинанд Эдуар (1841-1932), французский педагог. Один из организаторов пацифистского движения. Создатель в 1898 Лиги прав человека. Труды по постановке школьного дела и общим проблемам воспитания. Инициатор школьных реформ во Франции в кон. 19 в. Нобелевская премия мира (1927, совместно с Л. Квидде). * * * БЮИССОН (Buisson), Фердинанд (20 декабря 1841 г. – 16 февраля 1932 г.). Нобелевская премия мира, 1927 г. совместно с Людвигом Квидде. Французский педагог и борец за мир Фердинанд Эдуард Бюиссон родился в Париже в протестантской семье судьи Сен-Этьеннского трибунала Пьера Бюиссона и Адель Орели (урожденной д'Эбокур) Бюиссон. Б. учился в колледже Аржентан и лицее Сен-Этьенна, но после смерти отца в 1857 г. был вынужден заняться репетиторством, чтобы поддержать младших братьев и мать. Позже он продолжил свое образование в лицее Кондорсе, а затем изучал философию в Парижском университете (Сорбонне), где и получил степень. Хотя Б. успешно сдал государственный экзамен для учителей, он отказался присягнуть императору Наполеону III, которого считал диктатором, и был лишен возможности работать по специальности. Переехав в Швейцарию, он преподавал философию в Невшательской академии с 1866 по 1870 г. В 1867 г. Б. принял участие в первом Конгрессе мира и свободы в Женеве и совместно с Фредериком Пасси и Джузеппе Гарибальди, итальянским патриотом, создал Лигу мира и свободы. Во время швейцарского изгнания Б. написал ряд статей о мире и образовании. Он также вернулся к написанной ранее работе "Либеральное христианство" (1865), где предлагал заменить организованную религию кодексом личной морали. В этих работах нашли отражение две идеи, характерные для радикального гуманизма Б.: путь к миру лежит через изменение человеческих отношений воспитанием; церковь и государство должны быть формально разделены. После поражения Франции во франко-прусской войне и отречения Наполеона III Б. вернулся в 1870 г. в Париж. Одной из первых его забот стала организация приюта для сирот. В том же году новый министр народного образования назначил Б. инспектором начального образования в Париже. Однако требование Б. положить конец господству католической церкви во французских школах вызвало бурю возмущения в Национальной ассамблее, и он был вынужден подать в отставку. В течение 10 лет число его сторонников выросло настолько, что в 1879 г. он был назначен директором департамента начального образования; этот пост он сохранял за собой 17 лет. Б. способствовал принятию национальных законов о бесплатном обязательном едином начальном образовании во всей стране. Б. создал 4-томный "Словарь педагогики и начального обучения" (1878...1887), кроме того, он издавал педагогический журнал. В 1896 г. Б. покинул правительственный пост и стал профессором педагогики в Сорбонне. Внимание Б. к политике привлекло знаменитое дело Дрейфуса, которое взбудоражило всю страну в 1894 г., когда капитан Альфред Дрейфус, еврей по происхождению, был обвинен в измене на основании лжесвидейтельства. Возмущенный волной антисемитизма и стремлением высших офицеров свалить на Дрейфуса вину за чужое преступление, Б. в 1898 г. стал основателем Лиги прав человека. Целью Лиги была не только защита Дрейфуса, но и разоблачение несправедливости в любой форме. В 1902 г. Б. избрали в палату депутатов от партии радикальных социалистов, где он оставался до 1914 г. и вновь вернулся туда в 1919...1924 гг. С началом первой мировой войны, убежденный, что победа Германии будет победой милитаризма и поражением гуманистических идеалов, Б. объявил о поддержке военных усилий Франции. В 1916 г. он одобрил предложение Вудро Вильсона о создании Лиги Наций. Разочарованный условиями Версальского договора 1919 г., который увековечивал вражду между победителем и побежденным, Б. продолжал защищать Лигу как наиболее эффективный инструмент сохранения мира. В то же время он не расстался с убеждением, что ключ к долговременному миру скрыт в образовании. Когда после просрочки репарационных платежей французские и бельгийские войска оккупировали долину Рура – индустриальное сердце Германии, Б. приложил немало усилий для восстановления понимания между французским и германским народами. Он пригласил немецких борцов за мир выступить в Париже и сам предпринял поездку в Германию. Хотя его деятельность националистами обеих стран была воспринята враждебно, французские и бельгийские войска покинули Рур, а германские деловые обязательства были пересмотрены в соответствии с планом Дауэса (названным по имени американского государственного деятеля Чарлза Дауэса). Б. разделил Нобелевскую премию мира 1927 г. с Людвигом Квидде, тогдашним председателем Германского общества мира. При вручении награды представитель Норвежского нобелевского комитета Фредрик Станг отметил: "Правительства и их политика представляют собой не единственную угрозу миру. Постоянная и реальная угроза войны таится также в умах, в психологии масс. Следовательно, целенаправленной борьбе за мир должно предшествовать воспитание людей, общественное мнение надо отвратить от войны как от аргумента в споре, заменив его более высоким идеалом мирного сотрудничества наций, международного суда справедливости для устранения несогласия. Как раз в этом отношении награжденные сыграли столь значительную роль". Б. присутствовал на церемонии награждения и, хотя Нобелевской лекции не представил, в следующем году передал Нобелевскому комитету эссе под названием "Перемены в концепции войны и мира". Отметив, что война перестала быть делом профессионалов, он предупредил, что подводные лодки, авиация и химическое оружие представляют угрозу для всего живого. Б. выразил также надежду, что предложение французского министра иностранных дел Аристида Бриана и американского государственного секретаря Фрэнка Келлога приведет мировое сообщество к отказу от войны как инструмента национальной политики. Вернувшись к теме "мир через воспитание", Б. назвал желательным, чтобы, в то время как дипломаты добиваются переговоров между правительствами, педагоги стремились "оказывать влияние не на руководителей, а на сами народы". Многолетнее служение делу образования укрепило убежденность Б. в том, что воспитание должно быть средством изменения отношения людей к войне и миру. Вскоре после награждения Нобелевской премией он начал развивать международные контакты между профессиональными ассоциациями учителей. Деньги, полученные от Нобелевского комитета, Б. передал пацифистским организациям. В 1924 г. он был удостоен офицерской степени французского ордена Почетного легиона. Вдовец с двумя сыновьями и дочерью, он умер от сердечного приступа в возрасте 90 лет в г. Тьелуа-Сен-Антуан, к северу от Парижа.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

БЮИССОН Фердинанд Эдуар (1841-1932)



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.