БАКУНИН Михаил Александрович (1814-76)
БАКУНИН Михаил Александрович (1814-76) БАКУНИН Михаил Александрович (1814-76)
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > БАКУНИН Михаил Александрович (1814-76)

БАКУНИН Михаил Александрович (1814-76)

БАКУНИН Михаил Александрович (1814-76)
БАКУНИН Михаил Александрович (1814-76), российский революционер, теоретик анархизма, один из идеологов революционного народничества. В 30-х гг. член кружка Н. С. Станкевича. С 1840 за границей, участник Революции 1848-49 (Париж, Дрезден, Прага). В 1851 выдан австрийскими властями России, заключен в Петропавловскую, затем в Шлиссельбургскую крепость, с 1857 в сибирской ссылке. В 1861 бежал за границу, сотрудничал с А. И. Герценом и Н. П. Огаревым. Организатор тайного революционного общества "Интернациональное братство" (1864-65) и "Альянса социалистической демократии" (1868). С 1868 член 1-го Интернационала, выступал против К. Маркса и его сторонников, в 1872 исключен решением Гаагского конгресса. Труд Бакунина "Государственность и анархия" (1873) оказал большое влияние на развитие народнического движения в России. * * * БАКУНИН Михаил Александрович [18 (30) мая 1814, с. Прямухино Новоторжского уезда Тверской губ. — 19 июня (1 июля) 1876, Берн, Швейцария], российский революционер, публицист, один из основоположников анархизма, идеолог народничества. Жизнь и борьба. Родился в старинной дворянской семье. С 1829 учился в Петербургском артиллерийском училище, но в 1834 был отчислен за дерзость начальнику училища. Затем служил в артиллерийских частях. В 1835 самовольно оставил службу, едва не подвергся аресту за дезертирство. С 1835 стал участником кружка Н. В. Станкевича, познакомился с В. Г. Белинским и А. И. Герценом. Под влиянием Станкевича заинтересовался Кантом и Фихте, а также философией Гегеля. В 1840 уехал в Германию, слушал лекции Ф. Шеллинга в Берлинском университете. Здесь он познакомился с левыми младогегельянцами (А. Руге и др.). В 1842 в журнале А. Руге "Немецкий ежегодник по вопросам науки и искусства" опубликовал статью "Реакция в Германии", в которой признал необходимость "полного уничтожения существующего политического и социального строя" и утверждал, что "страсть к разрушению есть вместе с тем и творческая страсть". В Цюрихе он познакомился с утопическим социалистом В. Вейтлингом и его теорией уравнительного коммунизма. В феврале 1844 русское правительство потребовало, чтобы Бакунин вернулся в Россию. Из-за отказа выполнить это требование он был лишен дворянства, всех прав состояния и заочно приговорен к ссылке в Сибирь. Живя в Париже, Бакунин сблизился с П. Ж. Прудоном, познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом, занимался переводом на русский язык "Манифеста Коммунистической партии". С середины 1840-х гг. Бакунин отстаивал идею создания федерации славянских народов, участвовал в деятельности освободительных славянских организаций. В 1848 написал манифест "Воззвание русского патриота к славянским народам", в котором призывал к свержению империи Габсбургов и к созданию в Центральной Европе свободной федерации славянских народов. В 1848-49 был одним из руководителей восстаний в Праге и Дрездене. После разгрома Дрезденского восстания (1849) арестован и как один из вождей бунтовщиков приговорен саксонским судом к смертной казни, замененной пожизненным заключением. В 1850 передан австрийским властям, заключен в крепость. В 1851 выдан царскому правительству и доставлен в Петербург, где был заключен в Петропавловскую крепость. По требованию Николая I Бакунин написал "Исповедь" (опубл.1921). По форме она носила характер покаяния, однако, по мнению председателя Государственного совета А. И. Чернышева, не имела "ни тени серьезного возврата к принципам верноподданного". Бакунин шесть лет провел в Шлиссельбургской крепости. По распоряжению императора Александра II сослан в Восточную Сибирь, жил в Томске и Иркутске. В 1861 получил разрешение (в связи с торговыми делами) на поездку вниз по Амуру. Добравшись до морского побережья, Бакунин пересел на американское судно, направляющееся в Японию, затем через США прибыл в Англию. В Лондоне сотрудничал в "Колоколе" Герцена, с котором вскоре разошелся (Герцен осуждал политический авантюризм Бакунина). Участвовал в Польском восстании (в начале 1863). В 1864 обосновался в Италии, где создал первую анархистскую организацию "Интернациональное братство". В последующие годы Бакунин неустанно создавал сеть тайных революционных обществ в Европе, участвовал в Лионском восстании (1870), возглавлял выступление анархистов в Болонье (1874) и т. п. В 1869 сошелся с С. Г. Нечаевым, принимал участие в его конспиративной деятельности, издавал вместе с ним журнал "Народная расправа". Однако после разоблачения Г. А. Лопатиным Нечаева разошелся с последним. Несмотря на болезнь и тяжелое финансовое положение, Бакунин до самого конца жизни сохранял стойкость революционных убеждений, писал воззвания и прокламации, планировал новые революционные акции. Разрыв с Марксом. Анархическая доктрина. В 1868 в Женеве Бакунин вступил в I Интернационал (Международное товарищество рабочих). Вместе с тем он организовывал международное анархическое движение, активно вербовал своих сторонников в созданную им тайную организацию "Международный альянс социалистической демократии", которая, по его замыслу, должна была играть роль революционного авангарда внутри Интернационала. В результате вспыхнул конфликт между Марксом и Бакуниным. Его причины коренились как в личной антипатии двух этих вождей, так и в теоретических расхождениях. В 1872 на Гаагском конгрессе в результате интриги, затеянной Марксом, Бакунин был исключен из Интернационала. I Интернационал распался. Генеральный совет переехал в Нью-Йорк, интернационал анархистов (сторонников Бакунина) действовал в Европе до 1877. Анархистская доктрина Бакунина окончательно оформилась как антитеза марксизму в книгах "Федерализм, социализм и антитеологизм" (1867), "Кнуто-германская империя и социальная революция" (1871) и "Государственность и анархия" (1873). Бакунин отвергал необходимость политической власти, централизации и подчинения авторитету, протестовал против любой формы использования государственной власти революционерами. Отрицая доктрину Маркса о диктатуре пролетариата и организующей роли пролетарской партии, Бакунин противопоставил ей идею стихийного бунта, носителем которого он считал русское крестьянство. Задачу революционной организации он видел в установлении "живой бунтовской связи между разъединенными общинами". Свою программу Бакунин сформулировал применительно к России. Он считал русскую крестьянскую общину готовой основой будущего социалистического общества, а русского крестьянина "прирожденным социалистом". Под влиянием идей Бакунина сформировалось "бунтарское" направление революционного народничества, которое проявилось в середине 1870-х гг. в массовом "хождении в народ" революционной интеллигенции с целью пропаганды социализма и призыва к немедленному восстанию. Идеи Бакунина и его анархистская тактика были усвоены многими революционными кружками и организациями ("долгушинцами", "чайковцами", "Землей и волей", "Народной волей" и др.). Бакунин был убежден, что "наука, самая рациональная и глубокая, не может угадать формы будущей общественной жизни", а потому попытки теоретизирования считал вредными, отвлекающими силы от подготовки бунта, сметающего старый строй, после которого новое общество сложится само собой, в соответствии с идеалами, живущими в народе. Поэтому основные усилия Бакунина и его сторонников были направлены на организацию революционного переворота, а не разработку детальной концепции будущего общества. Личность и слава Бакунина привлекали к нему широкий и разнообразный круг последователей. Особое влияние его идеи оказали на формирование анархизма в Италии, Испании и России. * * * ИЗ КНИГИ М. А. БАКУНИНА "ГOCУДAРСТВЕННОСТЬ И АНАРХИЯ" (1873): ... В русском народе существуют в самых широких размерах те два первых элемента, на которые мы можем указать как на необходимые условия социальной революции. <...> Что же служит ему препятствием к совершенно победоносной революции? Недостаток ли в общем народном идеале, который был бы способен осмыслить народную революцию, дать ей определенную цель и без которого... невозможно одновременное и всеобщее восстание целого народа, а следовательно, невозможен и самый успех революции... Существует ли такой идеал в представлении народа русского? Нет сомнения, что существует, и нет даже необходимости слишком далеко углубляться в историческое сознание нашего народа, чтобы определить его главные черты. Первая и главная черта — это всенародное убеждение, что земля принадлежит народу, орошающему ее своим потом и оплодотворяющему ее собственноручным трудом. Вторая, столь же крупная черта, что право на пользование ею принадлежит не лицу, а целой общине, миру, разделяющему ее временно между лицами; третья черта, одинаковой важности с двумя предыдущими, — это квазиабсолютная автономия, общинное самоуправление и вследствие того решительно враждебное отношение общины к государству... ... Народ наш глубоко и страстно ненавидит государство, ненавидит всех представителей его, в каком бы виде они перед ним ни являлись... В таком положении что может делать наш умственный пролетариат, русская честная, искренняя, до конца преданная социально-революционная молодежь? Она должна идти в народ... Но как и зачем идти в народ? В настоящее время у нас, после несчастного исхода нечаевского предприятия, мнения на этот счет, кажется, чрезвычайно разделились; но из общей неурядицы мыслей выделяются уже теперь два главные и противоположные направления. Одно — более миролюбивое и подготовительного свойства; другое -бунтовское и стремящееся прямо к организации народной борьбы. Поборники первого направления в настоящую возможность этой революции не верят. Но так как они не хотят и не могут оставаться покойными зрителями народных бед, то они решаются идти в народ для того, чтобы братски разделить с ним эти беды, а вместе с тем и для того, чтобы его научить, подготовить, не теоретически, а на практике, своим живым примером... Другой путь — боевой, бунтовской. В него мы верим и только от него ждем спасения. Народ наш явным образом нуждается в помощи. Он находится в таком отчаянном положении, что ничего не стоит поднять любую деревню. Но хотя и всякий бунт, как бы неудачен он ни был, всегда полезен, однако частных вспышек — недостаточно. Надо поднять вдруг всю деревню. Что это возможно, доказывают нам громадные движения народные под предводительством Стеньки Разина и Пугачева...


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

БАКУНИН Михаил Александрович (1814-76)



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.