ФОКИН Михаил Михайлович (1880-1942)
ФОКИН Михаил Михайлович (1880-1942) ФОКИН Михаил Михайлович (1880-1942)
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ФОКИН Михаил Михайлович (1880-1942)

ФОКИН Михаил Михайлович (1880-1942)

ФОКИН Михаил Михайлович (1880-1942)
ФОКИН Михаил Михайлович (1880-1942), артист балета, балетмейстер. С 1898 в Мариинском театре, в 1909-12, 1914 руководитель балетной труппы Русских сезонов (Париж). С 1918 работал в Швеции, США, Франции и др. странах. Занимался педагогической деятельностью. Реформатор балетного театра нач. 20 в. В постановках опирался на новейшие открытия театра и живописи, использовал симфоническую музыку, не предназначенную для балета (Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский и др.), стремился выразить в танце мироощущение современного ему человека. Поставил: "Шопениана" на музыку Шопена (1908), "Петрушка" И. Ф. Стравинского (1911), "Синяя Борода" П.П. Шенка (1941) и др. * * * ФОКИН Михаил Михайлович [11 апреля (23 апреля) 1880, Петербург — 22 августа 1942, Нью-Йорк], русский танцовщик, балетмейстер, педагог. Реформатор балета начала 20 века. С 1898 в Мариинском театре, в 1909-12, 1914 руководитель балетной труппы Русских сезонов (Париж). С 1918 работал в Швеции, США, Франции. Занимался педагогической деятельностью. В постановках опирался на новейшие открытия театра и живописи, использовал симфоническую музыку, не предназначенную для балета (Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский), стремился выразить в танце мироощущение современного ему человека. Поставил: "Шопениана" на музыку Шопена (1908), "Петрушка" И. Ф. Стравинского (1911), "Синяя Борода" П. П. Шенка (1941). Начало творческого пути. Из купеческой семьи. В 1889-98 обучался в петербургском Театральном училище (вопреки желанию отца, не хотевшего, чтобы сын стал "попрыгунчиком"), окончил по классу Н. Г. Легата. В Мариинском театре молодому танцовщику, усвоившему благородную манеру академической школы, скоро стали поручать ведущие партии в балетах М. И. Петипа. Как балетмейстер Фокин складывался в условиях происходившей на рубеже веков ломки старых норм и возникновения новых течений ("свободный" танец, продемонстрированный А. Дункан на гастролях 1904). Балетмейстерский дебют — "Ацис и Галатея" (1905, музыка А. В. Кадлеца); первые значительные работы показаны в 1907-08 годов: балеты "Павильон Армиды" (музыка Н. Н. Черепнина), "Египетские ночи" (музыка А. С. Аренского), "Шопениана" и номер "Умирающий лебедь" (на музыку К. Сен-Санса) для А. П. Павловой. Поворотом в творческой судьбе Фокина стало решение С. П. Дягилева включить его постановки в программу Русских сезонов (1909). Русские сезоны. Петербургские спектакли Фокина, показанные в Париже (иногда в обновленном виде), поразили публику красочностью оформления (художники А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст), накалом страстей ("Клеопатра", созданная на основе "Египетских ночей"), вакхическим буйством танца в массовых сценах ("Половецкие пляски" из оперы А. П. Бородина "Князь Игорь"). Постановки 1909 и последующие работы Фокина в труппе Дягилева (в 1909-12 и 1914 художественный руководитель, балетмейстер и танцовщик Русских сезонов и Русского балета Дягилева; поставил еще 14 балетов), были восприняты как новое слово в развитии балетного искусства. Фокин ввел балет в круг образов и идей, характерных для современных ему искусства и литературы. Его постановки развивают темы быстротечности счастья, хрупкости мечтаний ("Умирающий лебедь", "Шопениана"; "Призрак розы" на музыку К. М. Вебера, 1911), губительной красоты, любви, сопрягаемой со смертью ("Клеопатра", "Шехеразада"), темы маски-личины, маскарада, понятого как "карнавал жизни" ("Карнавал" на музыку Р. Шумана, 1910), куклы с сердцем человека и бессердечной толпы ("Петрушка", музыка И. Ф. Стравинского, 1911). Фокин охотно обращался к античности ("Нарцисс", музыка Н. Н. Черепнина, 1911; "Дафнис и Хлоя", музыка М. Равеля, 1912). В его балетах сильно стихийное начало: сцену заполняли то безумные вакханки, то полчища половцев, то сонмы чудищ ("Жар-птица", музыка Стравинского, 1910). Реформа балетного спектакля. Фокин создал новый тип спектакля: одноактный балет, драматически насыщенный, подчиненный сквозному действию. Реформа коснулась всех его компонентов. Свободу от традиционной балетной музыки хореограф искал в обращении к произведениям, не предназначенным для танца, к партитурам композиторов 20 в. (прежде всего Стравинского). Вместе с художниками-оформителями (Бенуа, Бакст, Н. С. Гончарова, оформлявшая балет "Золотой петушок" на музыку Н. А. Римского-Корсакова, 1914) он создавал единый зрительный образ, где живопись и пластика сливались с образом музыкальным. Пересмотру подвергся весь комплекс пластических выразительных средств: отвергая канонические структурные формы классического танца (па-де-де, гран-па), Фокин использовал его как одну из составляющих хореографического языка, наряду с иными видами танца: этнографическим, свободным. Поиски в сфере пластики преследовали цель передать стиль эпохи или страны, где происходило действие балета. Стилистическое единство, свойственное "новому" балету Фокина, принципиально отличает его от эклектического "старого" балета Петипа. За пределами дягилевской антрепризы. В 1912-18 Фокин работал в Мариинском театре (лучшая постановка — "Арагонская хота" на музыку М. И. Глинки, 1916). В 1918 эмигрировал, с 1921 обосновался в США, открыв там студию. В 1930-х гг. ставил балеты в труппе И. Л. Рубинштейн("Болеро" и "Вальс" Равеля, 1934), в "Балле Рюсс де Монте-Карло" и "Орижиналь Балле Рюсс" ("Паганини" на музыку С. В. Рахманинова, 1939) и в американской труппе "Балле Тиэтр" ("Синяя борода" на музыку Ж. Оффенбаха и "Русский солдат" на музыку С. С. Прокофьева, оба 1942). Значение реформы Фокина. Работы Фокина оказали решающее влияние на хореографию 20 века. Балетный театр, почти угасавший к концу 19 века, возродился и, начиная с 1920-х годов, стал быстро развиваться. Фокинские принципы, определившие пути его развития, преобразовывались в творчестве хореографов следующего поколения. Из поставленного Фокиным в современном репертуаре сохраняются: номер "Умирающий лебедь", балеты "Шопениана" ("Сильфиды") и "Петрушка", иногда возобновляются "Жар-птица", "Видение розы" ("Призрак розы"), "Шехеразада". После его смерти восстановлением фокинских балетов занимался его сын Виталий, в последние годы — внучка великого балетмейстера Изабель Фокина (при посещении Петербурга была приглашена в качестве репетитора в Мариинский театр). Е. Я. Суриц.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ФОКИН Михаил Михайлович (1880-1942)



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.