УНСЕТ Сигрид (1882-1949)
УНСЕТ Сигрид (1882-1949) УНСЕТ Сигрид (1882-1949)
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > УНСЕТ Сигрид (1882-1949)

УНСЕТ Сигрид (1882-1949)

УНСЕТ Сигрид (1882-1949)
УНСЕТ (Undset) Сигрид (1882-1949), норвежская писательница. В социальных романах "Фру Марта Эули" (1907), "Весна" (1914) - тема женского равноправия. Психологические исторические романы: трилогия "Кристин, дочь Лавранса" (1920-22), "Улав, сын Аудуна" (т. 1-4, 1925-27). Новеллы; эссе "Этапы" (1929), кн. воспоминаний "Одиннадцать лет" (1934). Нобелевская премия (1928). * * * УНСЕТ (Undset) Сигрид (20 мая 1882 г. - 10 июня 1949 г.). Нобелевская премия по литературе, 1928 г. Норвежская писательница Сигрид Унсет родилась в Калуннборге, в Дании, и была старшей из трех дочерей в семье известного норвежского археолога Ингвалда Мартина Унсета и урожденной Анны Шарлотты Гив, датчанки. Когда Сигрид было два года, семья переехала в Христианию (ныне Осло), столицу Норвегии, где Ингвалд Унсет занял пост директора Музея древностей. Впоследствии Сигрид вспоминала, как совсем еще маленькой девочкой играла с экспонатами музея; в дальнейшем она не раз помогала отцу в музейной работе. Рассчитывая, что Сигрид будет заниматься наукой, родители посылают ее в школу с совместной формой обучения, однако девочке пришелся не по душе царивший там либерализм, и, после смерти отца, в 1893 г. она перешла в коммерческое училище. В связи со сложным материальным положением семьи и необходимостью дать образование сестрам Сигрид пошла работать с 17 лет клерком в электротехническую компанию. В свободное время У. много читала, особенно норвежские саги, с которыми познакомил ее отец и которые оказали серьезное влияние на ее творчество, интересовалась также ботаникой и живописью и начала писать. В 1905 г. рукопись первого, исторического романа У. была возвращена издательством со следующей запиской: "Не пишите больше исторические романы... Попробуйте написать что-нибудь современное". Последовав этому совету, она обратилась к темам современной жизни браку, материнству и взаимоотношениям людей в современном Осло - в романе "Фру Марта Оули" ("Fru Marta Oulie", 1907). В следующем году выходит сборник новелл У. "Счастливый возраст ("Den lykkelige alder"), в центре которых находятся одаренные, но оторванные от жизни женщины. Второй роман У. "Вига-Льот и Вигтис" ("Fortellingen от Viga-Ljot og Vigdis", 1909) написан в подражание и по мотивам древнеисландских саг. Высоко оценив описания норвежского сельского пейзажа, критики тем не менее довольно сдержанно отнеслись к первым литературным опытам писательницы. Вскоре после выхода в свет своего второго романа У. получает государственную стипендию, уходит из конторы, где она проработала десять лет, совершает путешествие по Германии и Италии и в Риме влюбляется в норвежского художника Андерса Кастеса Сварстада, женатого человека, который был старше ее на тринадцать лет. Это чувство У. описала в следующем романе "Йенни" ("Jenny", 1911), истории трагической любви молодой женщины, артистической натуры, к немолодому человеку и его сыну. Этот автобиографический роман, действия которого происходят в Норвегии и Италии, стал первым успехом начинающего автора. В 1912 г. У. вышла замуж за Сварстада, который развелся с женой, и после рождения их первого сына они вернулись в Норвегию и жили сначала в Ски, а затем на ферме в окрестностях маленького городка Лиллехаммера, где родились их второй сын и психически неполноценная дочь. С. 1912 по 1920 г. писательница выпустила два сборника новелл, роман "Весна" ("Vaaren", 1914) и сборник повестей "Отражения в зеркале" ("Splinten av troldspeilet", 1917). В "Весне" проводится мысль о том, что компромисс в браке может привести к большим несчастьям, чем внебрачная любовь. В новеллах и повестях изображены женщины с сильным характером, которые, как правило, справляются с трудностями и невзгодами современной жизни. Во время первой мировой войны У. подвергает сомнению такие расхожие понятия и течения общественной жизни Норвегии, как феминизм, социализм, либерализм, пацифизм. После периода духовных исканий она в соответствии со своими консервативными взглядами в 1924 г. принимает католичество, а в 1925 г. разводится с мужем на том основании, что католическая церковь не признает развод Сварстада с его первой женой, которая была еще жива. У. продолжает заниматься историей, убеждаясь, что "только святые могут объяснить стремление человека к счастью, миру, справедливости и доброте". Глубокая религиозность писательницы дает себя знать в ее наиболее известной трилогии "Кристин, дочь Лавранса" ("Knstm Lavransdatter"), состоящем из романов "Венец" ("Kransen", 1920), "Хозяйка" ("Husfrue", 1922) и "Крест" ("Korset", 1922) В центре трилогии, действие которой происходит в Норвегии XIV в., находится гордая и красивая дочь богатого землевладельца, вышедшая замуж за недостойного человека, переносящая лишения и невзгоды и в конце концов гибнущая во время эпидемии чумы. Хотя писательница не вывела в трилогии ни одного исторического персонажа, атмосфера средневековой жизни передана очень точно. В рецензии 1923 г. критик Эдвин Бьеркман отметил, что Норвегия XIV в описана с таким знанием дела, что кажется, будто действие происходит не шесть столетий назад, а сегодня утром, у нас во дворе". Кристин, как заметил Бьеркман, может быть "плодом поэтического воображения", но при этом роман не грешит ни патетикой, ни сентиментальностью. У. совместила современный метод психологического анализа с повествовательной манерой норвежских саг, с их упором на сюжет, а не на рассуждения рассказчика. Американский критик Альрик Густафсон в 1940 г. писал, что был поражен "легкостью письма, отсутствием книжности, нарочитости...". В основу следующего исторического романа У. легла сага об Олафе, сыне Эудюна; в свое время именно этот роман был отклонен столичными издателями. Состоящий из двух книг - "Владелец Хествикена" ("Olav Audunsson i Hestvi-ken", 1925) и "Олаф и его дети" ("Olav Audunss0n og hans born", 1927), этот роман, подобно трилогии "Кристин, дочь Лавранса", также представляет собой длинную средневековую историю, в которой злоключения персонажей часто становятся следствием их чрезмерной гордости. Как и многие другие критики, Густафсон считал, что эпос об Олафе уступает эпосу о Кристин, поскольку "он более мрачен, более трагичен и более дидактичен, чем история Кристин". У. была удостоена Нобелевской премии по литературе за 1928 г. "главным образом за запоминающееся описание скандинавского средневековья". В речи на церемонии награждения представитель Шведской академии Петр Хальстрем проследил творческий путь У., начиная с ее ранних рассказов, в которых "она описывает жизнь [современных женщин] с сочувствием, но и с безжалостной прямотой... рассказывает об их судьбах с непререкаемой логикой". Хальстрем подробно остановился на понятии славы и чести в ее книгах, а также на описании сложных взаимоотношений между мужчинами и женщинами. В заключение он назвал лауреата "поэтическим гением, черпающим свои силы в величии и стойкости духа". У. не выступала с Нобелевской лекцией, сказав в краткой ответной речи, что "мне легче писать, чем говорить, тем более - говорить о себе". Пять романов, выпущенных У. со времени присуждения ей Нобелевской премии и до начала второй мировой войны, написаны на современные темы с позиций набожной католички и уступают романам 20-х - начала 30-х гг. как по колориту, так и по глубине. В эти же годы У. пишет многочисленные статьи, вошедшие, в частности, в сборник "Вехи" ("Etapper: Ny rcekke", 1933). В 1939 г. умирают мать и дочь писательницы. Когда Норвегия в апреле 1940 г. была оккупирована немецкими войсками, У. вступила в движение Сопротивления, но вскоре была вынуждена бежать в Швецию. Нацисты запретили в Норвегии и в Германии ее статьи, обличающие расовую нетерпимость и отстаивающие религиозные убеждения. В сентябре 1940 г. У. вместе с сыном Гансом отправляется в Соединенные Штаты, в Нью-Йорк, где живет до конца войны, выступая с лекциями и поддерживая связь с находящимся в Лондоне норвежским правительством в изгнании. Старший сын У., Андерс, погиб в Норвегии в апреле 1940 г. По возвращении в конце войны на родину У. была награждена Большим крестом ордена Святого Олафа "за выдающиеся заслуги в литературе и служении народу". У. скончалась от инсульта в Лиллехаммере в июне 1949 г. Хотя произведения У., как ранние, так и поздние, читаются мало, критики по-прежнему высоко оценивают трилогию "Кристин, дочь Лавранса", которая начиная с 20-х гг. неоднократно переиздавалась в Норвегии и в США. В 1940 г. Альрик Густафсон писал, что "Из современных прозаиков У. уступает, пожалуй, только Томасу Манну". Густафсон также сравнивал ее с Джордж Элиот и Вальтером Скоттом. В 1985 г. американский исследователь А. Медликотт положительно отозвался о произведениях У., отметив их современную направленность и назвав трилогию "Кристин, дочь Лавранса" "величайшим романом... безусловно, одним из лучших в нашем столетии".


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

УНСЕТ Сигрид (1882-1949)



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.