ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович (1907-89)
ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович (1907-89) ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович (1907-89)
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович (1907-89)

ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович (1907-89)

ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович (1907-89)
ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович (1907-89), русский поэт, переводчик. Отец А. А. Тарковского. В лирике - утверждение целостности духовной жизни человека, тяготение к строгому классическому стилю: сборники стихов "Перед снегом" (1962), "Земле - земное" (1966), "Вестник" (1969), "Волшебные горы" (1978), "Зимний день" (1980), "От юности до старости" (1987). Государственная премия СССР (1989, посмертно). * * * ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович (1907-89), русский поэт. Сборники "Перед снегом" (1962), "Земле — земное" (1966), "Вестник" (1969), "Стихотворения" (1974), "Волшебные горы" (1978), "Зимний день" (1980), "Избранное" (1982), "Стихи разных лет" (1983), "От юности до старости" (Государственная премия, 1989) и "Быть самим собой" (1987). Поэзия самоценных проявлений бытия, самосознания живой природы и личности, стремящаяся внести лепту в гармоническое единство мира. * * * ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович [12 (25) июня 1907, Елизаветград (ныне Кировоград), Украина — 27 мая 1989, Москва], русский поэт. Семья. Родился в дворянской семье народовольца-восьмидесятника Александра Карловича Тарковского (с его памятью связано стихотворение "Плыл вниз от Юрьевца по Волге звон пасхальный..."), от которого унаследовал интерес к творчеству Г. Сковороды. В детстве вместе с отцом и братом посещал поэтические вечера Северянина, Бальмонта, Ф. Сологуба. Ребенком пережил гражданскую войну. "Потаенный" период. В начале 1920-х гг. скитался по Украине и Крыму, голодая, временами зарабатывая ремеслами. В 1922, окончив Елизаветградскую трудовую школу, поступил в Первую Зиновьевскую профтехническую школу (одно время Елизаветград назывался Зиновьевск, по имени Г. Е. Зиновьева). В 1925 поступил в Москве на Высшие литературные курсы (закрыты в 1929) при Всероссийском союзе поэтов (председателем которого был поэт и теоретик Г.А. Шенгели), где познакомился с М. С. Петровых, Д. Л. Андреевым, со своей первой женой М. И. Вишняковой (позднее Тарковскому удалось завершить образование, а его жене — нет). Брак с Вишняковой распался, когда их дети — Андрей, будущий всемирно известный кинорежиссер, и Марина были совсем маленькими. В сборнике "Две зари" (Никитинские субботники, 1927) было опубликовано стихотворение Тарковского "Свеча", в журнале "Прожектор" (1928) — "Хлеб". Во второй половине 1920-х гг. писал очерки и стихотворные фельетоны в газете "Гудок", затем работал на радио, написал радиопьесу "Стекло", которая была раскритикована в 1932 за "мистику". С 1933 Тарковский зарабатывал переводами, в 1940 был принят в Союз писателей как переводчик. В 1939 или 1940 познакомился М. И. Цветаевой ("Марине Цветаевой" и цикл "Памяти Марины Цветаевой"), которая в связи с его стихотворением "Стол накрыт на шестерых..." обращает к нему "Все повторяю первый стих..." (1941). В 1941 Тарковский, вывезя близких в эвакуацию, упорно просится на фронт, в январе 1942 становится корреспондентом армейской газеты "Боевая тревога" (был награжден боевыми наградами). О кровавом ужасе войны — "Немецкий автоматчик подстрелит на дороге...", "Не стой тут...", "Когда возвратимся домой после этой неслыханной бойни...", о неутоляющем затишье побывки — "Ехал из Брянска в теплушке слепой...", "Хорошо мне в теплушке...". В конце 1943 Тарковский был ранен, перенес несколько ампутаций ноги. В послевоенный период стихи писал в стол. Сохранился ряд рукописных сборников, в том числе: "Первая тетрадь" (1948), "Собеседник" (1958), "Земле — земное" (1966), "Избранные стихотворения в двух частях" (1965-77), причем последние содержат заметные отличия от современных им печатных изданий, деформированных условиями цензуры. В 1945 поэт подготовил сборник (54 стихотворения), который был принят к печати вопреки причислению к "черному пантеону русской поэзии, к которому принадлежат стихи Гумилева, Ахматовой и эмигранта Ходасевича" (из внутренней рецензии), но после постановления 1946 о журналах "Звезда" и Ленинград" набор книги был уничтожен. В том же году Тарковский познакомился с Ахматовой, которая высоко оценила его творчество, приветствуя его выход к читателю: "Эта книга («Перед снегом») ничего не боится". Дружба поэтов продлится до ее смерти и бдения Тарковского у гроба (цикл "Памяти А. Ахматовой"). Выход к читателю. С 1962 Тарковского стали печатать, приглашать на вечера поэзии, он начал вести поэтическую студию при Союзе писателей, был выпущен за границу (во Францию и Англию), где встречался с П. Норманом. Стихотворения Тарковского прозвучали в фильме его сына "Зеркало"; сценарий фильма первоначально назывался "Белый-белый день..." — цитата из стихотворения "Белый день" об утраченной гармонии единства с близкими. Тарковскому удавалось писать о хронологически давно прошедшем как о животрепещущем: так, стихотворения этого периода "Как двадцать два года тому назад" (1963) и "Полевой госпиталь" (1964) передают горечь безвинной вины и атмосферу военного госпиталя, относящиеся соответственно к 1941 и 1945 годам. С Марией Фальц, первой любовью поэта (1920-е годы), связана рукописная тетрадь "Как сорок лет тому назад" с 8 стихотворениями 1940-69, в их числе: "Как сорок лет тому назад..." (1969), "Хвала измерившим высоты..." (1969), "Мне в черный день приснится..." (1952) и вершина философской и любовной лирики — "Первые свидания" (1962). Последняя полоса опалы поэта была связана с тем, что выехавший в 1982 в Италию Андрей Тарковский в 1984 стал невозвращенцем, что сделало "заложниками" его сына, которого не выпускали из страны, и отца, которого "отодвинули" от читателя вплоть до посмертного возвращения имени великого режиссера на родину. Смерть сына стала для поэта ударом огромной разрушительной силы. "Мы — уста пространства и времени...". Тарковский писал: "Самое удивительное в жизни — это способность видения мира и самосознания, наиярчайшее отличие живой природы от мертвой. Искусство живо этим началом". В космосе Тарковского человек наделяет мир сознанием и речью: "Из рая выйдет в степь Адам И дар прямой разумной речи Вернет и птицам и камням, Любовный бред самосознанья Вдохнет, как душу, в корни трав..." ("Степь"), — и эта заслуга принадлежит человечеству в целом: "...народа безымянный гений Немую плоть предметов и явлений Одушевлял, даруя имена" ("Словарь"), — а поэт "записывает" то, что "Жизнь, должно быть, наболтала, Наплела судьба сама" ("Поэт"). "Естественность — вот принцип развития языка", — писал Тарковский, поэтому поэзии не пристала модная вычурность ("Был он критикой признан, и учениками..."), и поэт должен "вернуть мое искусство Его животворящему началу", то есть бытию и слову ("Явь и речь"). "Смиренное чуждое слово" великому поэту дается окрыленностью, "высотою горной" (цикл "Памяти А. Ахматовой"), и вечные неземные истины "невнятны" в речи: их точнее передают зримые образы, например, полет бабочки ("Бабочка в госпитальном саду"), которая "смеется" над человеком, лежащим "во весь свой рост" в центре мироздания ("Посредине мира") "Призывы бытия". Тарковский считал, "что самое главное в мире — это идея добра". Мир "присваивается" любящим его человеком ("Иванова ива", "Надпись на книге", "Малютка-жизнь"), однако "жизнь жива помимо нашей воли", и все ее проявления самоценны ("Поздняя зрелость"). Так же самоценен человек, и его душа бьется "в тисках между чувством собственной обреченности, надеждой на вечное бытие и роковой тревогой" (С. В. Чупринин), между "я человек, мне бессмертья не надо: Страшна неземная судьба" ("Земное") и "я из тех, кто выбирает сети, Когда идет бессмертье косяком" ("Жизнь, жизнь"). "Упорное постоянство" Тарковского связано с гражданской позицией поэта: "Я сам себе не изменил поныне" ("Надпись на книге"), — то есть не стал писать верноподданнических "паровозов" (выражение Тарковского), которые "вывезли" бы его поэзию в печать. В мировоззренческом смысле, напротив, человек послушен не собственной воле, а "призывам бытия": "Я тот, кто жил во времена мои, Но не был мной, Я младший из семьи Людей и птиц" ("Рукопись"), и истинные художники "ни полслова не написали о самих себе" ("Дерево Жанны"), зато человек, который "при вспышке озаренья собой угадан до конца" ("Стань самим собой"), — даже если он "ради замысла... потрудился мало", — подлежит заступничеству добра: "Но за меня добро вставало против зла" ("Дума"). С. С. Бойко.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович (1907-89)



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.