ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА (ок. 1420-92)
ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА (ок. 1420-92) ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА (ок. 1420-92)
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА (ок. 1420-92)

ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА (ок. 1420-92)

ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА (ок. 1420-92)
ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА (Piero della Francesca) (ок. 1420-92), итальянский живописец. Представитель Раннего Возрождения. Произведения отличают величественная торжественность, благородство и гармония образов, обобщенность форм, глубокая продуманность пропорций, разумная ясность перспективных построений, исполненная света мягкая нарядная красочная гамма ("Крещение Христа", 1450-55; фрески в церкви Сан-Франческо в Ареццо, 1452-66). Автор математических трактатов "О перспективе в живописи", "Книжица о пяти правильных телах". * * * ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА (Piero di Benedetto di Pietro della Francesca) (1415/1420, Борго Сансеполькро, близ Флоренции - 11/12 октября 1492, там же), итальянский художник Раннего Возрождения, автор нескольких трактатов по теории живописи. Сын красильщика и торговца шерстью. Родился в местечке Борго Сансеполькро, расположенном в долине Тибра, между Тосканой и Умбрией. Долгое время имя его было малоизвестно и только благодаря Джорджо Вазари, опубликовавшему в 1550 "Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих", в 19 веке на художника обратили внимание. В творчестве Пьеро делла Франческа счастливо сочетались поиски итальянских живописцев, увлеченных перспективными построениями и сложными пространственными эффектами, с опытом нидерландской живописи, ее интересом к свету, эмалевым цветам, любовью к точной детали. Монументальные, величественные герои Пьеро делла Франческа обладают внутренней уравновешенностью, бесстрастны и рациональны. Ранние работы. Достоверных сведений о первых двадцати годах жизни художника нет. Вероятно, уже в 1435 он обучался в мастерской Доменико Венециано. Не исключено, что вместе с ним молодой художник ездил в Марше и Умбрию. В 1439 имя Пьеро делла Франческа впервые зафиксировано в документах: вместе с Доменико Венециано он получил плату за роспись церкви св. Эгидия (Сан Еджидио) (росписи не сохранились). Сансеполькро. В 1442 Пьеро делла Франческа вернулся в Сансеполькро, где был зарегистрирован в качестве городского советника. В 1445 получил заказ от братства Мизерикордия на исполнение триптиха. В договоре особенно оговаривались условия и сроки работы - художнику предписывалось использовать лучшие дорогие краски и не жалеть золота для фона, триптих должен был быть готов через три года. Однако алтарь был закончен только в 1460 и в окончательном варианте состоял из 23 частей. Главная тема алтаря - идея заступничества Богоматери выражена буквально: Мадонна как балдахином укрывает коленопреклоненных жителей Сансеполькро своим плащом ("Мадонна Мизерикордия", центральное панно; Пинакотека, Сансеполькро, 1460-е гг.). Его форма и пространственный объем подобны архитектурной нише с раковиной наверху. Правые боковые панели с фигурами святых Себастьяна и Иоанна Крестителя, пять сцен пределлы со "Страстями Христа" написаны в 1440-е гг. и обнаруживают черты раннего стиля художника, еще тяготеющего к образам Мазаччо. В отличие от них фигуры Св. Бернарда и Св. Андрея более тяжеловесны и устойчивы. Одновременно с ранними панелями алтаря "Мадонна Мизерикордия" (ок. 1445-50) Пьеро делла Франческа написал знаменитое "Крещение" (Национальная Галерея, Лондон), предназначенное для алтаря церкви Сан Джованни Баттиста в Борго Сансеполькро. Композиция "Крещения", ясная и устойчивая, изображена на фоне холмистого пейзажа; ее центральная ось проходит через фигуру Христа и голубя Святого Духа. Прозрачный утренний воздух, зеркальная поверхность иорданских вод, чистая лазурь небес с четко очерченными облаками,- все говорит о том, что Пьеро делла Франческа свободно владел венецианской техникой живописи. Романья, Умбрия, Марше. Во второй половине 1440-х гг. Пьеро делла Франческа много путешествует, работает в Умбрии, Марше и Романье по заказу местных правителей. В 1451 он находился в Римини, куда, вероятно, по рекомендации архитектора Л. Б. Альберти, был приглашен для росписи Темпио Малатестиано (Храма Малатесты), в котором написал фреску с портретом Сиджизмондо Пандольфо Малатесты перед своим небесным патроном - св. Сигизмундом (Сиджизмондо). Архитектурный фон фрески обнаруживает знакомство художника с инженерными идеями Л. Б. Альберти, архитектора Храма Малатесты. Профильное изображение правителя Римини художник впоследствии повторил в станковом портрете Сиджизмондо Малатесты (Лувр, Париж). Портрет написан в смешанной технике темперной живописи с добавление масляных красок, что дало возможность передать тончайшие нюансы цвета и рефлексы света на поверхности кожи. В 1452 Пьеро делла Франческа был приглашен в Ареццо могущественной семьей Ваччи для завершения работы в хоре церкви Сан Франческо, прерванной смертью Виччи ди Лоренцо, флорентийского художника. Сюжетная основа фресок "История Истинного Креста" - "Золотая Легенда" Иакова Ворагинского (13 в.), повествующая об истории Крестного древа и изобилующая чудесами и повествовательными подробностями, получившая особенное распространение в простонародной среде, среди горожан, во францисканских монастырях. Сцены, расположенные в три регистра, начинаются с "Произрастания древа из головы Адама" и заканчиваются на противоположной стороне "Прославлением Креста". Пространственные композиции фрески математически выверены; обладающий особенной кристаллической ясностью и прозрачностью колорит кажется пронизанным светом. Во фреске "Сон Константина" Пьеро делла Франческа впервые в истории ренессансной живописи пытался передать эффект ночного освещения с глубокими тенями и слабым источником света. В 1458-59 Пьеро делла Франческа расписывал фресками Ватиканские Станцы (ныне утраченные). "Бичевание Христа" (Урбино, Палаццо Дукале). "Бичевание Христа" написано в 1455-60 и являет собой итог всех живописные поисков художника. Сама сцена "Бичевания" расположена в глубине портика, на фоне строгой архитектуры. Ясные, четкие конструкции основываются на точных расчетах. Справа, на переднем плане - три фигуры, возможно, портреты членов семьи Монтефельтро в платьях из роскошных тканей. В последнее время возникла гипотеза, связывающая идею создания картины с драматическими событиями завоевания Константинополя (1453), последующим Крестовым походом (1455) и Собором в Мантуе в 1459. К 1460-м гг. относятся фрески "Мадонна дель парто" в погребальной капелле Монтерки (Ареццо); "Воскресение Христа" в Палаццо Консерватори (Сансеполькро) и св. Мария Магдалина в соборе в Ареццо. В "Мадонне дель парто" художник избрал тему, редкую для итальянской живописи и достаточно распространенную во Франции и Испании - Богоматерь, носящая во чреве младенца. Два ангела справа и слева симметрично отдергивают завесу балдахина. Фигура торжествующего над смертью Спасителя в "Воскресении" полна жизненной силы и энергии. В ней радость жизни и света Воскресения противопоставлена тишине и мраку смерти в спящих воинах. В одном из них, положившем голову на край саркофага, узнают автопортрет Пьеро делла Франческа. Последние работы. В 1470-е гг. Пьеро делла Франческа, должно быть, поддерживал тесные отношения с двором Монтефельтро в Урбино, одним из центров интеллектуальной жизни Италии. Для семьи Монтефельтро он написал парные портреты Баттисты Сфорцо и Федерико де Монтефельтро (1465-1475, оба - Галерея Уффици, Флоренция). В портретах правителей Урбино ярко проявились две составляющие искусства художника: нидерландская и итальянская. Нидерландская линия особенно заметна в передаче прически и украшений герцогини, в интересе к подробностям "ландшафта" лица герцога - глубокие морщины и крупные родинки; итальянская - в типе парного профильного портрета, особой ясности и структурности пространства, прозрачной чистоте воздуха. На оборотах обеих досок изображены триумфы герцога и его жены: Баттиста восседает на кресле, поставленном на колесницу, запряженной двумя единорогами - символами целомудрия, с раскрытой книгой в руках в окружении Добродетелей; Федерико стоит на колеснице, запряженной бигой белых лошадей, с жезлом в правой руке, увенчанный победным лавром. Из церкви Санта Мария экстра Моения ди Синегаллия происходит "Мадонна ди Синегаллия" (ок. 1470, Национальная галерея Марше, Урбино). Ее поверхность словно соткана из солнечного света, широкие потоки которого проникают в комнату через открытое окно слева, проходят сквозь тончайший плат Богоматери, отражаются в перламутровых крыльях ангелов, жемчужной нити правого ангела и коралловом ожерелье младенца Христа. Последнее из документально подтвержденных произведений Пьеро делла Франческа "Мадонна Монтефельтро", или "Сакра коверсационе" (Sacra Conversatione - Священное собеседование), написана для главного алтаря церкви Сан Бернардино в Урбино между 1472 и 1474 гг. (Пинакотека Брера, Милан). Живописная алтарная ниша словно заключает в объятия Мадонну с младенцем, предстоящих ей ангелов, святых и заказчика Федерико II Монтефельтро, смиренно опустившегося перед ней на колени. Глубина ниши подчеркнута изящной деталью - яйцо, подвешенное над головой Богоматери. "Мадонна Монтефельтро" стала последним шедевром мастера из Борго - в последние годы зрение стало покидать художника. Возможно, именно в эти годы Пьеро делла Франческа написал два научных трактата: "О перспективе, применяемой в живописи" - своеобразный учебник по перспективе, в котором впервые это явление было научно математически обосновано, и "Книгу о пяти правильных телах", содержащую практические решения вопросов стереометрии. После долгого пребывания при дворе Монтефельтро Пьеро делла Франческа вернулся домой, где скончался 11 или 12 октября 1492. Искусство Пьеро делла Франческа ощутимо повлияло на итальянское искусство в целом и особенно на художников Северной Италии. Учениками художника были Мелоццо да Форли (1438-94) и Лука Синьорелли (ок.1445-1523), талантливые художники кватроченто. М. П. Заиграйкина.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА (ок. 1420-92)



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.