АВАЛОКИТЕШВАРА
АВАЛОКИТЕШВАРА АВАЛОКИТЕШВАРА
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > АВАЛОКИТЕШВАРА

АВАЛОКИТЕШВАРА

АВАЛОКИТЕШВАРА
АВАЛОКИТЕШВАРА (санскр. всевидящий владыка), в буддизме бодхисатва, олицетворение мудрости и милосердия. В Китае почитался под именем Гуань-инь. * * * АВАЛОКИТЕШВАРА (санскр. — Владыка, взирающий на существа милостиво), бодхисаттва махаяны, из сострадания (каруна) к живущим давший обет, достигнув Просветления, не уходить в нирвану и не становиться буддой, чтобы оказывать помощь другим в Пути освобождения от страданий. В сутрах Авалокитешвара — олицетворение идеала сострадания и Делатель будд (буддха-кара), способствующий обретению высшего духовного состояния. Ему иногда приписываются и функции творения мира, что несвойственно буддизму. Будды Великой колесницы пребывают в нерушимом покое, являя объекты созерцания, бодхисаттвы же суть деятельная сторона горних сил, «сыновья будд». Авалокитешвара относится к семье Будды Амитабхи; в Индии были известны 32 формы его воплощения, в том числе в виде главных божеств индуизма — Брахмы, Вишну, Шивы, Ганеши. Культ Авалокитешвары складывается с 1 в., ему воздвигают храмы, ваяют его образ — в человеческом облике с лотосом в руке (обязательный атрибут) или 4-, 6- и 1000-руким 11-ликим (или 11-главым). Руки символизируют готовность содействовать каждому просящему, для чего нужно произнести должным образом мантру: «Ом мани падме хум» («Ом, жемчужина в лотосе, славься»). Голова же его раскололась на 11 частей с лицом на каждой из них, затем сросшихся из сочувствия к страдающим в аду. Огромна популярность этого образа в странах северного буддизма. Китайцы называют его Гуань-ши-инь, корейцы — Кваным, японцы — Каннон. Мифология Авалокитешвары дополнилась здесь функциями местных божеств, чаще всего женских, отвечающих за чадолюбие, помощь роженицам и т. д.; бодхисаттва изображается в образе женщины. В гималайских странах и Тибете Авалокитешвару называют Ченрези. Его культ был первым в этих местах, он считается их покровителем, а Тибет — святой страной Авалокитешвары. Здесь культ Авалокитешвары обогатился новыми формами воплощения, особенно важны его живые формы — духовные главы буддийских школ, перерождающиеся уже несколько веков. Далай-ламы школы гелукпа и кармапы школы кагью — самые известные лики Авалокитешвары современности. В Монголии и у буддийских народов России его называют Арья-Боло (-Бала, -Була) или Хоншим. Почитание его среди тибетцев и монголов не уступает почитанию Будды (в ваджраяне, которой следуют эти народы, сказано, что этот бодхисаттва является главным на земле в период между нирваной Шакьямуни Будды и рождением Будды Майтрейи в будущем). Здесь ему приписываются 108 форм воплощения. Литература: Encyclopaedia of Buddhism. V. 2. Ceylon, 1967, p. 407-425. Williams P. Mahayana Buddhism. London, 1989. В. П. Андросов.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

АВАЛОКИТЕШВАРА



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.