АБХИДХАММА-ПИТАКА
АБХИДХАММА-ПИТАКА АБХИДХАММА-ПИТАКА
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > АБХИДХАММА-ПИТАКА

АБХИДХАММА-ПИТАКА

АБХИДХАММА-ПИТАКА
«АБХИДХАММА-ПИТАКА» (пали — «Корзина высшего Закона», санскр. «Абхидхарма-питака»), название третьей многотомной книги буддийского канона (Типитаки), передаваемого школой тхеравада. Аналогом этой книги являются китайский и, отчасти, тибетский переводы с санскрита «Абхидхарма-питаки» по версии еще одной школы раннего буддизма и Малой колесницы — сарвастивады. Такие же книги других школ не сохранились. Хотя содержательно ее варианты различаются, но оба состоят из семи трактатов, в которых буддийское законоучение передано в самом сжатом виде, числовыми комплексами терминов и понятий и техническим языком, созданным для описания догматики сутр. Много внимания уделяется критике взглядов оппонентов. В обоих вариантах книги излагаются методы и способы анализа человеческой психики (внутреннего мира и воспринимаемого человеком внешнего мира) как потока дхармо-частиц сознания, представленных в многочисленных списках и классификациях по различным основаниям; устанавливаются взаимоотношения и ряды следования этих ежемгновенно вспыхивающе-гаснущих частиц; описываются правила и техники психотренинга: памяти, внимания, сосредоточения, созерцания; исследуются феномены сознания и их качества (чистота и нечистота, омрачение и освобождение и т. д.). Третья корзина считается наиболее трудной, эзотерической частью буддийского канона. Расшифровывать и истолковывать ее тексты могли только адепты, прошедшие особую практику у живых носителей этого знания. Буддисты традиционно полагают, что «Абхидхамма-питака» была составлена уже на первом соборе после смерти Будды Шакьямуни, как и две другие корзины. Ученые же уверены, что ее тексты начали создаваться не ранее 3 в. до н. э. Лучшим комментатором палийской версии является Буддхагхоша. Санскритские толкования версии сарвастивады образовали особую традицию в школах вайбхашика и саутрантика, к которой относятся и самостоятельные труды, например, «Абхидхарма-коша» Васубандху. Кроме того, существует ряд произведений, написанных в махаянской школе йогачара, которые нередко считаются «Абхидхарма-питакой» махаяны. В. П. Андросов.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

АБХИДХАММА-ПИТАКА



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.