АПОСТОЛ
АПОСТОЛ АПОСТОЛ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > АПОСТОЛ

АПОСТОЛ

АПОСТОЛ
АПОСТОЛ, христианская богослужебная книга, содержащая часть Нового Завета (деяния и послания апостолов) и Апокалипсис. 1-я печатная книга Ивана Федорова (1564). * * * АПОСТОЛ, в Православной Церкви богослужебная книга, содержащая тексты Нового Завета: Деяния апостолов, семь соборных (т. е. не обращенных к определенному адресату) посланий апостолов Петра, Иакова, Иоанна и Иуды, четырнадцать посланий апостола Павла, обращенных к определенным общинам (римлянам, коринфянам, галатам и т. д.) или отдельным лицам (Тимофею, Титу и др.), иногда Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). Объединенные общей задачей изложения основ христианского учения, эти произведения были собраны в Византийской церкви в единую книгу под общим названием "Апостол" и являлись необходимой составной частью христианского богослужения. В византийско-славянской церковной письменности сложилось три типа Апостола: 1) так называемый Апостол-тетр (по аналогии с Евангелием-тетр), или Апостол-четий (для чтения), в котором соблюдается определенная последовательность основных частей (такая же, как в печатном Новом Завете) и содержится полный текст Деяний и Посланий апостолов; 2) Апостол-апракос, или "Апостольские чтения", в котором тексты располагаются в том порядке, в каком они читаются во время богослужения в течение года, начиная с Пасхи; 3) Апостол толковый, в котором текст Апостола снабжен комментариями. Апостол-четий В Апостоле четьего типа следующий порядок частей: Деяния апостолов, послание Иакова, 1-е и 2-е послания Петра, три послания Иоанна, послание Иуды, послания апостола Павла: к римлянам, 1-е и 2-е к коринфянам, к галатам, к ефесянам, к филиппийцам, к колоссянам, 1-е и 2-е послания к фессалоникийцам (слав. солунянам), 1-е и 2-е послания к Тимофею, послание к Титу, к Филимону, к евреям, и, наконец, Откровение Иоанна Богослова. Апостол четьего типа был приспособлен (за исключением Апокалипсиса) для использования в богослужении. Весь его текст разбит на зачала, соответствующие чтению одного дня (номера зачал ставятся киноварью на полях, нумерация зачал общая, всего 335 зачал). Начало и конец каждого чтения отмечены звездочкой, а внизу под чертой указываются: а) дни недели или праздники, в которые читается отрывок; б) слова, которыми начинают зачало при чтении ("Братие", "Чадо Тимофею", "Возлюбленнии" и др.). Кроме основного текста, в Апостол входят дополнительные статьи: предисловия к каждой из книг, так называемые "Сказания", а также оглавления. В конце книги помещены: а) "Сказание о антифонах и о прокимнах" (указатель апостольских чтений, прокимнов, причастных стихов и др. в подвижные дни годичного круга, начиная с Пасхи до недели Всех Святых и далее всех недель и седмиц до Великого Поста); б) "Последование святыя Четыредесятницы" (указатели апостольских чтений в субботы и недели Великого Поста и во все дни Страстной недели); г) "Соборник двунадесяти месяцей" (указатель чтений на все дни года в календарном порядке с первого сентября по тридцать первое августа); д) прокимны, аллилуарии и причастны воскресные восьми гласов; е) дневные; ж) общие святым; з) на всякую потребу; и) антифоны во вся дни (повседневные). Апостол-апракос В Апостоле-апракосе после Деяний идет Послание к римлянам, а Послания апостолов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды перенесены в конец книги, после Послания к евреям. Апостол-апракос начинается чтением на Литургии первого дня церковного годового цикла — дня Пасхи. Первое чтение (Деяния 1:1-8) соответствует началу книги Деяний апостолов. В зависимости от состава, Апостол-апракос бывает краткий, включающий в себя чтения всех дней от Пасхи до Пятидесятницы, а начиная с Пятидесятницы — только чтения суббот и воскресений; полный, включающий чтения всех дней года (однако полный Апостол-апракос меньше по объему четьего Апостола); праздничный — краткий набор отрывков из Апостола на большие праздники. Апостол был переведен с греческого на славянский язык в кирилло-мефодиевский период славянской письменности [сначала был переведен краткий Апракос, затем четий (Деяния и Послания) и полный Апракос]. Толковый Апостол Толковый Апостол содержит только Послания (Деяния опущены), начиная с Послания к римлянам. Текст разбит на мелкие фрагменты, которые снабжены толкованиями (комментариями) христианских авторов: Феодора, Севира, Икумения и др. "Апостол", напечатанный Иваном Федоровым в 1564, был первой русской печатной книгой. О. А. Крашенинникова.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

АПОСТОЛ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.