АНАТМАН
АНАТМАН АНАТМАН
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > АНАТМАН

АНАТМАН

АНАТМАН
АНАТМАН (санскр. отсутствие самости и вечной души, пали анатта; букв. — не-Атман), центральное понятие буддизма, создающее особую ориентацию для человеческой мысли, не свойственную другим культурам. Анатман означает отсутствие любых нетленных начал как во всех существах (в том числе в Боге-творце), так и во вселенной. Согласно Будде, все непрерывно течет и ежемгновенно меняется. При этом в духовной практике буддизма "все" означает поток сознания, единственное, данное нам непосредственно и подлежащее преобразованию и усовершенствованию. Понятие Анатмана истолковывается также в том смысле, что любая индивидуализация самости причиняет вред нравственным устоям, ведет к плохим перерождениям, к умножению страдания. Следовательно, духовному освобождению благоприятствует как раз отказ от личного Я, от понятия "мое" и от всяческого выделения индивида (пудгала-найратмья), а также умение интуитивно созерцать состояние Анатмана. Учение об отсутствии души, или вечного Я, создавалось в противовес брахманистским философско-религиозным идеям об Атмане как некоей неизменной сущности, сохраняющейся в процессе перерождения особи. В махаяне понятие Анатмана получило дальнейшее развитие в учениях об отсутствии самосущего (нихсвабхава), о пустоте (шуньята) и о несамостоятельности дхармо-частиц (дхарма-найратмья). В. П. Андросов.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

АНАТМАН



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.