АЛАЯ-ВИДЖНЯНА
АЛАЯ-ВИДЖНЯНА АЛАЯ-ВИДЖНЯНА
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > АЛАЯ-ВИДЖНЯНА

АЛАЯ-ВИДЖНЯНА

АЛАЯ-ВИДЖНЯНА
АЛАЯ-ВИДЖНЯНА (санскр. — сознание-сокровищница), в буддийской школе йогачара философское понятие о восьмом виде сознания. Оно понимается как сознание-сокровищница, в которой хранятся семена всех феноменальных элементов сознания, т. е. дхармо-частиц, а также результатов их действия, т. е. зародышей кармы. Алая-виджняна есть некий дискретный, постоянно меняющийся континуум частичек (семян), извлекаемых разумом и объективируемых через остальные виды сознания в качестве действий, речей, мыслей индивида в самсаре (круговороте перерождений). Все семена суть вспыхивающе-гаснущие мгновения, и эти вспышки являются внутренним (субъективным) светом сознания, среди них есть и такие, которые реализуются на духовном пути достижения состояния архата и будды. Природа алая-виджняны обволакивает вращающийся в череде рождений и смертей индивидуальный поток сознания. Но в то же время это как раз та природа, которая обща для всех особей, объединяя их даже с буддами. Согласно основоположнику йогачары Асанге, состояние Просветления (бодхи) как высшая точка Пути знаменует прекращение действия сознания-сокровищницы, что не означает, однако, конец сознания. Наступает конец его объективирующей деятельности, но семена сохраняются в нейтральном положении, переставая пульсировать в свете состояния будды и нирваны. Будды потенциально способны явиться вновь в самсару, и даже в человеческом облике. Понятие сознания-сокровищницы получило дальнейшее развитие в Китае, Корее и отчасти в Японии, где Просветление стали толковать как прекращение восьмого сознания и появление девятого, абсолютно чистого сознания. В. П. Андросов.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

АЛАЯ-ВИДЖНЯНА



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.