АКИМОВ Николай Павлович (1901-68)
АКИМОВ Николай Павлович (1901-68) АКИМОВ Николай Павлович (1901-68)
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > АКИМОВ Николай Павлович (1901-68)

АКИМОВ Николай Павлович (1901-68)

АКИМОВ Николай Павлович (1901-68)
АКИМОВ Николай Павлович (1901-68), режиссер и художник, народный артист СССР (1960). В 1935-49 и с 1955 главный режиссер Ленинградского театра комедии (с 1992 Санкт-Петербургский театр комедии им. Акимова). Ставил дерзкие, ироничные и элегантные спектакли: "Тень" (1940, 1960) и "Дракон" (1944, 1962) Е. Л. Шварца, "Дело" А. В. Сухово-Кобылина (1955). Профессор Ленинградского театрального института (с 1960). * * * АКИМОВ Николай Павлович [3 (16) апреля 1901, Харьков — 6 сентября 1968, Ленинград, ныне Санкт-Петербург], российский театральный режиссер, художник, писатель, педагог, создатель ленинградского Театра Комедии. Народный артист СССР (1960). Режиссер и художник театра. Из семьи железнодорожного служащего. В 1915-19 учился живописи в Петрограде в мастерской художников "Мира искусств" — М. В. Добужинского, А. Е. Яковлева, В. И. Шухаева. В театр пришел как художник, но сразу обнаружил интерес к режиссуре. В 1920-х годах оформил много спектаклей разных жанров в театрах Москвы и Петрограда. Режиссерский дебют Акимова — "Гамлет" Шекспира — имел скандальный успех: критика дружно отвергла его концепцию (Акимов увидел в Гамлете жизнелюбивого представителя эпохи Ренессанса, полностью лишенного сомнений и меланхолии и полного решимости вернуть узурпированный престол), но единогласно отметила его блестящую зрелищность. В образном стиле Акимова-сценографа соединились любовь к классикам: Гольбейну, Дюреру, Брейгелю, также острый интерес к техническим новациям сцены. Театр Комедии. Склонность к комедийному жанру побудила Акимова создать в Ленинграде Театр Комедии (1935), ставший вскоре одним из лучших в стране. Яростный противник бытового натуралистического театра, Акимов в "Собаке на сене" (1936) и "Валенсианской вдове" (1939) Лопе де Вега, "Школе злословия" Шеридана (1937), "Двенадцатой ночи" Шекспира (1938) по-своему развивал идеи Вахтангова о "спектакле-празднике". Парадоксально-иронический склад мышления привел его к счастливому союзу с Е. Л. Шварцем (пьесы-сказки для взрослых "Тень", 1944 и 1960; "Обыкновенное чудо", 1956; "Дракон", 1944 и 1962, обе постановки были запрещены). Акимова сближало со Шварцем общее отвращение к пафосу и громким словам. Ирония и иносказание давали им возможность говорить правду. В 1949 Акимов был отлучен от своего театра на несколько лет, однако и эти годы отмечены творческим взлетом — постановкой в театре Ленсовета остросатирических "Теней" М. Е. Салтыкова-Щедрина (1951) и "Дела" А. В. Сухово-Кобылина (1954). С горьким сарказмом воспроизводя бездушную механику бюрократизма, Акимов сознательно избегает карикатурности, в его спектаклях зло творят не монстры, а приличные с виду люди на фоне прекрасных петербургских интерьеров. В 1956 Акимов вновь возглавил Театр Комедии. Среди лучших постановок — "Пестрые рассказы" по Чехову (1960), "Дон Жуан" по Байрону, "Милый лжец" Дж. Килти (1961, шла под названием "Милый обманщик"), где актрису Патрик Кемпбелл блистательно играла Е. В. Юнгер, жена и сподвижница Акимова. Акимов-художник. Акимов был также самобытным мастером изобразительного искусства. В этой области воздействие немецких экспрессионистов сочеталось у него с холодным, отстраненным гротеском, свойственным неоклассике. Художественное наследие его обширно: эскизы декораций и костюмов, галерея портретов знаменитых деятелей культуры (Е. Л. Шварц, Шостакович, Товстоногов и др.) хранятся в театральных музеях Москвы и Санкт-Петербурга. Выдвинулся в число лучших русских художников 1920-х годов (драматические "спектральные" иллюстрации к собранию сочинений А. де Ренье, 1923-27). С ужесточением цензуры гротескная энергия его таланта все чаще уходила в сугубо неофициальную сферу (например, политические карикатуры 1950-х годов, которые он показывал только ближайшим друзьям); эта энергия, впрочем, ощущалась в его театральных афишах (например, афиша к сухово-кобылинскому "Делу" (1955) воспринималась как плакатно-дерзкий, пугающий символ бюрократического абсурда). Выступал как художник кино (эскизы декораций к фильмам "Кащей Бессмертный", 1945; "Золушка", 1947). Его статьи об искусстве написаны живым афористичным языком. Преподавал с 1955 в Ленинградском театральном институте (с 1960 — профессор). С 1989 Театр Комедии носит его имя. И. Родионова.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

АКИМОВ Николай Павлович (1901-68)



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.