НЕЙГАУЗ Генрих Густавович (1888-1964)
НЕЙГАУЗ Генрих Густавович (1888-1964) НЕЙГАУЗ Генрих Густавович (1888-1964)
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > НЕЙГАУЗ Генрих Густавович (1888-1964)

НЕЙГАУЗ Генрих Густавович (1888-1964)

НЕЙГАУЗ Генрих Густавович (1888-1964)
НЕЙГАУЗ Генрих Густавович (1888-1964), российский пианист, педагог, народный артист России (1956), доктор искусствоведения. Создатель пианистической школы. Профессор Московской консерватории (с 1922). * * * НЕЙГАУЗ Генрих Густавович [31 марта (12 апреля) 1888, Елизаветград, ныне Кировоград, Украина — 10 октября 1964, Москва], российский пианист, педагог, народный артист России (1956), доктор искусствоведения. Магическая притягательность личности. Нейгауз продолжил и развил романтическую традицию европейского "большого пианизма" в 20 веке, соединив ее с достижениями русской исполнительской школы. Особо важны его художественные достижения в интерпретации музыки 19 — начала 20 веков; исполнял он также новые для его времени и редко звучащие сочинения. Генрих Нейгауз оказал значительное влияние как артистичная личность и педагог на формирование нескольких поколений советских музыкантов. Не случайно из его класса вышли пианисты самых разных исполнительских манер и стилей. Отличия его метода художественного постижения нотного текста заключаются во взаимодействии музыки с общекультурными, философскими факторами, параллелями с другими искусствами, науками, жизненными явлениями. Радостное, открытое искусство Нейгауза-исполнителя, магическая притягательность его личности, обаяние и психологическая тонкость педагога, его эрудиция, широта взглядов, значительность человеческого и творческого опыта — все привлекало публику и артистическую молодежь. Семья. Первые концерты. Родился в Елизаветграде, впоследствии Кировограде. Печально и симптоматично, что среди улиц его родного города есть ныне лишь "Тупик Нейгауза". Его семья была уникальной по прочности и широте музыкальных традиций: отец, Густав Вильгельмович (1847-1938), был пианистом-педагогом; брат матери, Феликс Блуменфельд, — пианистом, дирижером и композитором, учеником Антона Рубинштейна; двоюродный брат Нейгауза, Кароль Шимановский, — выдающимся польским композитором. Генрих учился у отца, воспринял многие артистические принципы и от дяди. Концертировал с девяти лет. В 1904 и 1906 годах гастролировал в Германии, где брал уроки у великого пианиста и педагога Леопольда Годовского, восприняв через него традиции венского пианизма Игнаца Мошелеса. Гастролируя в Берлине в 1906, учился композиции у Павла Феодоровича Юона. В 1912-14 годах занимался в Школе высшего мастерства при венской Академии музыки и сценических искусств. В 1909 гастролировал в Италии. Начало педагогической деятельности. Не довольствуясь лишь карьерой пианиста-концертанта, он в 27 лет в 1915 экстерном окончил Петроградскую консерваторию, и сразу началась его педагогическая деятельность: с 1916-1918 в Музыкальном училище в Тбилиси, с 1918-1922 — в Киевской консерватории (с 1919 — профессор), с 1922 до конца жизни — в Московской консерватории (в 1935-37 — директор). Он стал создателем пианистической "школы Нейгауза". Исполнительская деятельность. Параллельно разворачивалась широкая, многогранная исполнительская деятельность Нейгауза. В 1922 он впервые триумфально выступил в Москве (куда переехал по инициативе А. В. Луначарского), и с этого времени успешно концертировал по городам Советского Союза как солист и ансамблист в дуэте со скрипачами Павлом Коханьским (в Киеве), впоследствии — с Н. Блиндером, М. Б. Полякиным, Д. Ф. Ойстрахом, квартетом им. Бетховена. Репертуар Нейгауза был воистину огромен: от произведений И. С. Баха (оба тома ХТК, сюиты, партиты, токкаты и т. д.), венских классиков, Р. Шумана, Ф. Листа, почти всех фортепианных опусов Ф. Шопена, И. Брамса, до редко исполняемых М. Регера, Шимановского, С. Франка, К. Сен-Санса, всех сонат А. Н. Скрябина, музыки современников: Н. Я. Мясковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Ан. Н. Александрова. С 1940 Нейгауз — доктор искусствоведения; редактировал произведения Шопена. Однако мировая карьера Нейгауза не развивалась; его никогда не поддерживало государство, а вскоре после начала Второй мировой войны, в период репрессий лиц немецкой национальности, он был некоторое время в тюремном заключении. Огромная педагогическая нагрузка, непростые условия существования дали ему основание признать, что три четверти его жизни "проходят в условиях, противопоказанных концертной деятельности". Впоследствии официальный статус Нейгауза укрепился; в 1956 он получил звание Народного артиста РСФСР. Свободный романтический артистизм, элегантная привольная "небрежность" (ее негативной оборотной стороной была техническая нестабильность Нейгауза-пианиста, связанная также и с физическими недостатками его рук), непредсказуемость и сопротивление догматизму в искусстве, смелость в овладении новыми стилями (так, Нейгауз одним из первых в России стал исполнять музыку Клода Дебюсси), широкая эрудиция — пианист дружил с философом В. Ф. Асмусом и поэтом Б. Л. Пастернаком (жена Нейгауза Зинаида Николаевна стала впоследствии женой поэта), отразившим его исполнение в стихотворении "Баллада") и открытость миру в самых разнообразных его проявлениях, связываемые в СССР с "западничеством", — все это выделяло "школу Нейгауза" и даже противопоставляло ее иному направлению исполнительской эстетики и педагогики, линии А. Б. Гольденвейзера с ее отточенно-выстроенным, классицистски ориентированным пианизмом. Школа Нейгауза. Многие десятилетия складывались педагогические принципы "школы Нейгауза". Плодом напряженных трудов стала мощная плеяда учеников, среди них прежде всего: С. Т. Рихтер, Э. Г. Гилельс, Н. Г. Гутман, Я. И. Зак, В. Горностаева, Л. Наумов, Б. Маранц, В. Крайнев, А. Наседкин, А. Б. Любимов. Плодом опыта и размышлений явилась книга "Об искусстве фортепианной игры". Во взаимодействии "музыкального" и "технического" Нейгауз был на стороне приоритета первого, по его мнению, основополагающего начала. Поэтому во всех разделах книги, говорится ли о работе над звуком, аппликатурой, техникой, двигательном аппарате музыканта, главным является раскрытие и выстраивание художественного образа произведения и исполнения. Недаром в Предисловии к книге дается следующее положение: "Прежде чем начать учиться на каком бы то ни было инструменте, обучающийся... должен уже духовно владеть какой-то музыкой: так сказать, хранить ее в своем уме, носить в своей душе и слышать своим слухом". Во времена воинствующего материализма в советской эстетике этот тезис о приоритете духовного над моторно-механистическим, как и все эмоционально-содержательное богатство книги Нейгауза, привлекало к ней не только музыкантов, но интеллигенцию в целом (так, по собственному признанию, ее читал с интересом Иосиф Бродский). Свою исполнительскую и педагогическую деятельность Нейгауз не прекращал до самой смерти. Наследственный музыкально-исполнительский дар продолжился в его сыне и ученике, Станиславе Нейгаузе, а также во внуке, Станиславе Бунине, который приобрел мировую известность. Е. М. Петрушанская.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

НЕЙГАУЗ Генрих Густавович (1888-1964)



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.