МЁРДОК Айрис (1919-99)
МЁРДОК Айрис (1919-99) МЁРДОК Айрис (1919-99)
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > МЁРДОК Айрис (1919-99)

МЁРДОК Айрис (1919-99)

МЁРДОК Айрис (1919-99)
МЁРДОК (Murdock) Айрис (1919-99), английская писательница. Центральная проблематика Мердок - соотношение интеллекта и чувства (роман "Под сетью", 1954), искусства и реальности (романы "Черный принц", 1972; "Дитя слова", 1975; "Море, море...", 1978), одухотворена пафосом философско-нравственных исканий (роман "Ученики философа", 1983). Исторический роман "Алое и зеленое" (1965) - об Ирландском восстании 1916. * * * МЕРДОК (Мэрдок) (Murdoch) (Джейн) Айрис (в замужестве миссис Дж. О. Бейли, Bayley) (15 июля 1919, Дублин, Ирландия — 8 февраля 1999, Оксфорд, Англия), английская писательница. Вскоре после рождения будущей писательницы ее семья переехала в Лондон. Мердок окончила Оксфордский университет (1942), где изучала античных классиков, философию и древнюю историю, а в Кембридже защитила диссертацию по философии (1948). В 1948-63 она преподавала философию в Оксфорде. Ее первая книга — исследование "Сартр, романтик-рационалист" (1953), литературный дебют — роман "Под сетью" (1954). Наследие Мердок включает философские сочинения, пьесы, книжку стихотворений и 26 романов. "Сеть". "Сеть" у Мердок символизирует изначальный хаос бытия, который в жизни человека претворяется в трагикомедию; ее питают непонимание человеком других, своего окружения, а то и самого себя. Полная сосредоточенность на самих себе делает ее персонажей слепыми, глухими, неразумными, самодовольными и самонадеянными. Из-за этого они попадают в положения гротескные, то есть нелепые и горькие одновременно. Отсюда — прихотливые, странные, поистине фантастические скрещения, противостояния и расхождения их судеб, этот сбивчивый, дисгармоничный, но завораживающий и, в сущности, сольный, хотя исполняемый прилюдно танец страстей, в живописании которого — со всеми его невероятными фигурами — была так сильна Мердок. Танец зачастую с трагическим исходом и уж как минимум завершающийся "вполне достойным поражением" (название романа 1970), которое терпят и добрые, и злые, и добродетель, и порок. Во многих романах — "Бегство от волшебника" (1956), "Отрубленная голова" (1961), "Дикая роза" (1962), "Книга и Братство" (1987) или "Дилемма Джексона" (1995) — этот танец имеет своего "дирижера", чьи воля и желание определяют судьбы остальных персонажей. Он выполняет в книге роль злого волшебника. В других романах выведены, напротив, святые или кандидаты в таковые: "Под сетью", "Колокол" (1958), "Генри и Катон" (1976). В трех знаменитых романах, написанных от первого лица ("Черный принц", 1973; "Дитя слова", 1975; "Море, море", 1978), рассказчики выступают в обеих ролях одновременно: "волшебника" и "святого" — и точно так же ловятся на собственных слабостях и самонадеянности, оказываются "под сетью". "Опасное и неизбежное оружие". "Почти любая повесть о наших делах комична. Мы безгранично смешны в глазах друг друга. Роман — комическая форма... Бог, если бы он существовал, смеялся бы над своим творением. В то же время нельзя отрицать, что жизнь страшна, лишена смысла, подвержена игре случая, что над нею властвуют боль и ожидание смерти. Из этого и рождается ирония, наше опасное и неизбежное оружие" ("Черный принц"). Ирония у Мердок — это сращение возвышенного, прекрасного, грустного, жуткого и смешного. Ее источник, по Мердок, помимо несовершенства человеческой природы и общества, заключен в абсолютном, верховном парадоксе бытия — нераздельности жизни и смерти. "Я смотрел на это лицо, когда-то такое знакомое, и, впервые поняв, что красота его смертна, чувствовал, что никогда еще не любил его так сильно" ("Под сетью"). Любовь, таким образом, выступает своего рода связующим звеном между жизнью и смертью, и тут Мердок следует за Платоном с его двуликим Эротом — любовью к красоте телесной и любовью к красоте духовной, стремлением к прекрасному и стремлением к благому. Эта антиномичность проникает даже в названия романов: "Прекрасное и благое" (1968), "Механика любви земной и небесной" (1974). Писательница не берется судить о том, какая любовь "лучше" — земная или небесная; она лишь показывает, что каждой положен свой путь. Если любовь к телесной красоте связана с разрушительным началом смерти, поскольку такая красота конечна и преходяща, то любовь к красоте духовной направлена на достижение совершенства, и по этой причине сопряжена для Мердок с созидательным началом смерти, которая, будучи последним и высшим актом любви и самоотречения, высвобождает совершенство:...со смертью личности мир автоматически превращается в предмет совершенной любви" ("Единорог", 1963). Окончательное уточнение вносит диалог персонажей романа "Генри и Катон": "Те, кто способен жить со смертью, способны жить по правде, только человеку такое почти не по силам..." Такова атмосфера романов Мердок, герои которых в меру своего разумения, неразумия и самообмана совершают обряд горького празднования жизни — в редких обретениях и частых потерях. В. А. Скороденко.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

МЁРДОК Айрис (1919-99)



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.