ЛАГЕРКВИСТ Пер Фабиан (1891-1974)
ЛАГЕРКВИСТ Пер Фабиан (1891-1974) ЛАГЕРКВИСТ Пер Фабиан (1891-1974)
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ЛАГЕРКВИСТ Пер Фабиан (1891-1974)

ЛАГЕРКВИСТ Пер Фабиан (1891-1974)

ЛАГЕРКВИСТ Пер Фабиан (1891-1974)
ЛАГЕРКВИСТ (Lagerkvist) Пер Фабиан (1891-1974), шведский писатель. Стихи, рассказы, автобиографическая повесть "В жизни гость" (1925), антифашистская аллегорическая повесть "Палач" (1933), роман "Карлик" (1944), философские романы "Варавва" (1950), "Сивилла" (1956), повесть "Мариамна" (1967), трилогия о пилигриме (1960-64), экспрессионистические драмы. Нобелевская премия (1951). * * * ЛАГЕРКВИСТ (Lagerkvist) Пер (23 мая 1891 г. - 11 июля 1974 г.). Нобелевская премия по литературе, 1951 г. Шведский романист, поэт и драматург Пер Фабиан Лагерквист родился в маленьком городе Вексьё в Южной Швеции. Он был младшим из семерых детей Иоганны (Блад) Лагерквист и Андерса Йогана Лагерквиста. Его отец сначала работал на ферме, а затем стал путевым обходчиком на железной дороге. Будучи школьником, Пер читал "Происхождение видов" Чарлза Дарвина и другие работы, которые формировали у него представления, сильно отличавшиеся от консервативных взглядов его лютеранской семьи. После окончания школы в 1910 г. он в течение двух лет изучал искусство и литературу в Упсальском университете. Литературный дебют Л. состоялся в 1912 г., когда он опубликовал несколько пылких стихотворений и повесть "Люди" ("Manniskor"). В 1913 г. писатель едет в Париж, где большое влияние на него оказывает современная живопись; особенно восхищался Л. дерзкой энергией фовистов и интеллектуальной упорядоченностью кубистов. В этом же году он опубликовал эссе "Искусство слова и изобразительное искусство" ("Ordkonst och bildkonst"), в котором отвергал натурализм, противопоставляя ему скандинавский и греческий эпос. Это критическое эссе оказалось первой работой, которая привлекла внимание к Л., и вскоре он воплотил собственные теории в сборнике поэзии и прозы "Мотивы" ("Motiv"), который вышел в 1914 г., а также в сборнике новелл "Железо и люди" ("Jam och manniskor" 1915). В 1916 г. Л. добился признания, опубликовав поэтический сборник "Тоска" ("Angest"), который считается первым шведским экспрессионистским произведением. Яркая образность этой книги, ее рваный стиль отразили интерес Л. к фовизму и кубизму. В "Тоске" также выразились боль и отчаяние, вызванные бедствиями первой мировой войны. Американский поэт и критик Кеннет Рексрот писал в "Американском поэтическом обозрении", что "Тоска" говорит не только об утрате политических иллюзий, но и о душевной раздвоенности писателя. Почти всю первую мировую войну Л. прожил в нейтральной Дании. В это время он много писал для театра. Его первая опубликованная пьеса "Последний человек" ("Den sista manniskan", 1917) изображает глубокие страдания последнего оставшегося на земле человека и продолжает тему отчаяния, вызванного войной. В эссе из сборника "Театр" ("Teater", 1918) Л. выступает против натуралистической драмы и восхищается поздними символическими пьесами Августа Стриндберга. Именно влиянием Стриндберга объясняется связь между драматическим творчеством Л. и немецким экспрессионизмом. В 1919 г., работая театральным критиком в стокгольмской газете "Свенска дагбладет" ("Svenska Dagbladet"), Л. опубликовал поэтический сборник "Хаос" ("Kaos") и пьесу "Небесная тайна" ("Himlens hemlighet"), наиболее удачную из его ранних пьес, в которой выражается глубокий пессимизм Л., его убежденность в том, что если жизнь кажется человечеству высшей ценностью, то это следствие полного безразличия к Богу. Эту же тему писатель развивает в повести "Вечная улыбка" ("Det eviga leendet", 1920). В этой повести герои разговаривают с Богом, спрашивая Его, для чего Он их создал. Бог отвечает, что у Него не было определенной цели, но он сделал все наилучшим образом. Этот ответ оставляет людей в растерянности. Они не нашли той духовной поддержки, в которой нуждались. И это заставляет их искать духовную опору не в божественной силе, а внутри себя. В 20-е гг. Л. много путешествует, посещает Францию и Италию, и пессимизм его в эти годы начинает смягчаться, а стиль становится более конкретным и не таким манерным. Поэзия этого периода - сборники "Путь счастливого человека" ("Den lyckliges vag", 1921) и "Песни сердца" ("Hjartats sanger". 1926) - наполнена простотой и оптимизмом, которые отсутствуют в его ранних произведениях. Помимо сборника коротких рассказов "Злые саги" ("Onda sagor", 1924), Л. написал две книги, которые многие критики сочли самыми личными произведениями Л.: "Гость действительности" ("Cast hos verkligheten", 1925) и "Завоеванная жизнь" ("Det besegrade livet". 1927). В книге "Гость действительности" рассказывается о детстве писателя, о том, как его с ранних лет преследовала идея смерти. "Завоеванная жизнь" - это сборник философских размышлений, в котором излагаются взгляды автора на собственное творчество и на мир. По мнению американского критика Альрика Густафсона, эти произведения утверждают веру Л. в "нерушимый дух человека" и "конечную победу добра над злом". Кроме того, обе книги демонстрируют высокую повествовательную технику Л., который пишет простым языком, ясно и на редкость целенаправленно. К драматургическим произведениям Л. относится также пьеса "Человек, который прожил жизнь" ("Han som fick leva от sitt liv.", 1928). Эта и другие пьесы, написанные в 30-е гг., отличаются большим правдоподобием, использованием повседневного языка. По мере того как в 30-е гг. росла угроза фашизма, творчество Л. становилось все более гуманистическим по духу, писатель подчеркивал необходимость бороться со злом. Хотя Л. объявил о своей гуманистической программе в поэтическом сборнике "У костра" ("Vid lagerelden", 1932) и в пьесе "Король" ("Konungen", 1932), самый суровый приговор тирании он вынес в "Палаче" ("Bodeln"). Эта повесть, написанная в 1933 г. и переработанная в пьесу под тем же названием в 1934-м, строится на сопоставлении средневековья и нашего времени, подтверждая известную мысль о неистребимости зла. Политические и социальные проблемы, возникающие в предвоенной Европе, продолжают доминировать в творчестве Л. на протяжении 30-х гг. В драме "Человек без души" ("Mannen utan sjal", 1936) автор показывает, как перерождается, влюбившись, политический террорист, который служил злу, а начинает служить добру. В "Победе во тьме" ("Seger i morker", 1939) выведены два брата-близнеца, один - государственный деятель, демократ, другой - продажный демагог. Вторжением Германии в Данию и Норвегию навеяны многие стихи Л. из сборника "Поэзия и бой" ("Sang och strid", 1940), опубликованного в год избрания писателя в члены Шведской академии. Л. продолжает писать стихи и пьесы, однако самой значительной работой этого периода является аллегорический роман "Карлик" ("Dvargen", 1944) - история жизни злобного карлика, жившего во времена итальянского Возрождения, которая, по сути, содержит острую критику фашизма, а также человеческой жадности, лицемерия и злобы. В драме "Дайте людям жить" ["Lat manniskan leva", 1949) перед нами проходят судьбы тех, кто стал жертвой нетерпимости, среди них есть и вымышленные персонажи, и исторические личности, включая Сократа, Христа, Жанну д'Арк. Роман "Варавва" ("Barabbas") был опубликован в 1950 г. и сразу же привлек внимание критиков и писателей, в том числе Андре Жида, который назвал этот роман "замечательной книгой". Рассказывая историю жестокого разбойника, которого, в отличие от Христа, освободили от распятия, писатель говорит о попытке человека обрести Бога, о необходимости иметь веру. Анализируя роман "Варавва" в "Атлантик Мансли" ("Atlantic Monthly"), Чарлз Роло называет его "настоящим шедевром". Многие критики также сошлись на том, что никогда еще евангельская история не была рассказана с такой достоверностью и духовной силой. Переведенный на 9 языков, "Варавва" нашел самый широкий отклик у критиков и является самой популярной книгой писателя. В 1952 г. по этому роману был снят фильм. В 1951 г. Л. была присуждена Нобелевская премия по литературе "за художественную силу и абсолютную независимость суждений писателя, который пытался в своем творчестве найти ответы на вечные вопросы, стоящие перед человечеством". Член Шведской академии Андерс Эстерлинг сказал, что "Л. принадлежит к тем писателям, которые смело и открыто обращались к самым насущным вопросам человечества, фундаментальным проблемам нашего существования". Л., человек стеснительный и замкнутый, от ответной речи отказался. Вместо этого после нескольких слов благодарности за награду он прочитал отрывок из книги "Миф человечества" ("Myten on manniskorna"), написанной за 30 лет до того и неопубликованной. В последующие годы Л. продолжал плодотворно трудиться; закончил девятый сборник стихов "Вечерняя земля" ("Aftonland", 1953), написал еще пять романов: "Сибилла" ("Sibyllan", 1956), "Смерть Агасфера" ("Ahasverus dod" 1960), "Паломник в море" ("Pilgrim pa havet", 1962), "Священная земля" ("Det heliga landet", 1964) и "Мариамна" ("Маriamne", 1967). Все эти романы тесно между собой связаны, в них поднимается тема любви, которая решается в духе контрастной символики. Будучи чрезвычайно замкнутым человеком, Л. отделял личную жизнь от профессиональной. В 1918 г. он женился на Карен Дагмар Иоганне Сёренсон. В 1925 г. они развелись, и в том же году писатель женился на Элен Хальберг, вдове шведского художника Йёста Сандельса. Л. умер 11 июля 1974 г. от паралича в стокгольмской больнице в возрасте 83 лет. "Чувство отчужденности - главная тема литературы XX в., и в этом смысле Л. близок таким писателям, как Франц Кафка и Альбер Камю, - писал в 1971 г. шведский критик Гункель Мальм-стрём. - Л. из тех, кого борьба против дегуманизации человечества привела к поиску скрытого Бога, решению метафизических загадок жизни".


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ЛАГЕРКВИСТ Пер Фабиан (1891-1974)



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.