КУЛИДЖАНОВ Лев Александрович (1924-2002)
КУЛИДЖАНОВ Лев Александрович (1924-2002) КУЛИДЖАНОВ Лев Александрович (1924-2002)
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > КУЛИДЖАНОВ Лев Александрович (1924-2002)

КУЛИДЖАНОВ Лев Александрович (1924-2002)

КУЛИДЖАНОВ Лев Александрович (1924-2002)
КУЛИДЖАНОВ Лев Александрович (1924-2002), российский кинорежиссер, народный артист СССР (1976), Герой Социалистического Труда (1984). Фильмы: "Дом, в котором я живу" (1957, совместно с Я. А. Сегелем), "Когда деревья были большими" (1962), "Синяя тетрадь" (1964), "Преступление и наказание" (1970), "Звездная минута" (1975), т/ф "Карл Маркс. Молодые годы" (7 серий, 1980; Ленинская премия, 1982) и др. В 1965-86 1-й секретарь правления Союза кинематографистов СССР. Профессор ВГИКа (с 1977). * * * КУЛИДЖАНОВ Лев Александрович (19 марта 1924, Тбилиси — 18 февраля 2002, Москва), российский кинорежиссер, Герой Социалистического Труда (1984), народный артист СССР (1976), первый секретарь Союза кинематографистов СССР (1965-86). Окончил ВГИК (мастерская С. А. Герасимова) в 1955 и тогда же дебютировал короткометражным фильмом "Дамы" (совместно с Г. Б. Оганисяном, по рассказу А. П. Чехова). Затем вместе с Я. А. Сегелем снял две ленты — "Это начиналось так" (1956) о жизни первых целинников и "Дом, в котором я живу" (1957, Кулиджанов сыграл также одну из ролей), прослеживая довоенные и послевоенные судьбы жителей одного московского двора. В этих работах проявился интерес Кулиджанова не только к современности, неизменно взаимосвязанным общественным и личным событиям, но и к образу бытования, жизни простых людей, их душевным тревогам и надеждам, обычным человеческим чувствам. Возвращение на экран близкого и понятного по своим переживаниям человека, являющегося неповторимой индивидуальностью вне зависимости от занимаемого положения в обществе, соответствовало и устремлениям самого Кулиджанова. Продолжив самостоятельную режиссерскую деятельность, он добился в "Отчем доме" (1959) и в лучшей своей картине "Когда деревья были большими" (1961) редкостной душевности, лиризма, искренности, теплоты, человечности интонации в рассказе о тех, кого принято называть "маленькими людьми". Даже такая маргинальная по социальным меркам личность, как пьяница Кузьма Иорданов в убедительном исполнении Ю. В. Никулина, или же кроткая девушка Наташа, готовая с радостью принять его за своего отца (удивительно светлая и чистая героиня И. И. Гулая), заслуживают истинного сочувствия и любви. Можно считать закономерным последующее обращение режиссера к миру Достоевского, хотя его экранизация "Преступления и наказания" (1970, Государственная премия РСФСР, 1971) удивила кинематографическим экспрессионизмом, подчас жесткостью и остротой изобразительного ряда. Тяга к внешней выразительности и парадоксальности сопоставлений на основе реальных событий истории и запечатленной хроники века привела Кулиджанова (несмотря на его общественные и партийные посты) к осложнениям при работе над документальным фильмом "Звездная минута" (1972, выпуск 1975) о первом в мире полете Юрия Гагарина в космос. А грандиозный проект "ХХ век" в середине 1980-х годов был осуществлен режиссером лишь частично. Стремление Кулиджанова очеловечить и драматизировать образы политических вождей — Ленина в "Синей тетради" (1964, по Э. Г. Казакевичу) и Карла Маркса в телесериале "Карл Маркс. Молодые годы" (1980, Ленинская премия, 1982) — обернулось полууспехом в художественном плане, а с идеологической точки зрения режиссер был вынужден идти на компромиссы и уступки, поневоле идеализируя эти неоднозначные исторические персоны. Два последних фильма Кулиджанова — "Умирать не страшно" (1991) и "Незабудки" (1994) — знаменуют для режиссера возвращение к себе, к своей манере 1950-х годов, доверительной по отношению к индивидуальным судьбам простых людей, только более драматизированной, не обходящей вниманием губительные изломы сталинской эпохи. Однако нельзя не отметить, что с возрастом Кулиджанов утратил раскрепощенность, естественность и ясность режиссерского письма. С. В. Кудрявцев.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

КУЛИДЖАНОВ Лев Александрович (1924-2002)



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.