КОЛТРЕЙН Джон (1926-67)
КОЛТРЕЙН Джон (1926-67) КОЛТРЕЙН Джон (1926-67)
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > КОЛТРЕЙН Джон (1926-67)

КОЛТРЕЙН Джон (1926-67)

КОЛТРЕЙН Джон (1926-67)
КОЛТРЕЙН (Coltrane) Джон (1926-67), американский джазовый саксофонист, композитор, руководитель ансамблей. Выступал с 40-х гг. с различными (с 1960 с собственным) джазовыми коллективами. Наряду с Ч. Паркером один из ведущих представителей модального и авангардного джаза. * * * КОЛТРЕЙН (Coltrane) Джон (23 сентября 1926, Гамлет, шт. Северная Каролин - 17 июля 1967, Нью-Йорк), американский джазовый саксофонист (альт, тенор, сопрано) и флейтист, признанный одним из лидеров и самых ярких солистов-импровизаторов в модерн-джазе, композитор. Начальное музыкальное образование получил в семье и в средней школе в Филадельфии, в 12 лет освоил альт-горн, кларнет и флейту, через год по совету руководителя школьного оркестра перешел на альт-саксофон. Учился затем в Ornstein School of Music и в Granoff Studios как инструменталист и по классу композиции. В 1945-1947 на военной службе (в течение 2 лет играл в военном оркестре на Гавайях). В 1949 получил приглашение от Диззи Гиллеспи (работал с ним в 1949-51) Всеобщего признания как солист добился в составе квинтета Майлса Дэвиса (1955-1957, 1958-1960) и в квартете Телониуса Монка (июль-декабрь 1957). В этот период стал культвировать созданную им особую импровизационную манеру игры "sheets of sounds style" (буквально - "стиль звуковых пластов"), основанную на виртуозных "сверхскоростных" волнообразных пассажах, образующих элементы особого рода мелодической линии. Данную технику Колтрэйн применил и в совместных Дэвисом и Биллом Эвансом опытах по созданию т.н. модального джаза, открывших собой в 1959 (наряду с Орнетта Коулмэна и Сесила Тэйлора) фри-джазовую эру. В 1960 организовал квартет (с участием пианиста Мак-Коя Тайнера, басиста Джимми Гаррисона и барабанщика Элвина Джонса), с которым выступал в клубе Red Rooster. Позднее в этом ансамбле играла также пианистка Элис Мак-Леод, жена Колтрэйна, талантливый импровизатор, смелый и яркий новатор в области фри-джаза. В лучших концертах и записях Колтрэйна участвовали также пианист Томми Фланеган и перкуссионист Арт Тэйлор. В 1962 Колтрэйн работал на записях с Дюком Эллингтоном, позднее - с Доном Черри (1967), Джином Аммонсом (1968). На протяжении 1960-х неизменно занимал в анкетах джазовых журналов ("Down Beat" в США, "Swing Journal" в Японии и др.) первое место среди саксофонистов. Умер в возрасте 41 года от болезни печени. C этого момента до настоящего времени его влияние на молодых музыкантов современного джаза не ослабевало. Развитие характерного колтрэйновского стиля игры и саксофонового саунда продолжили его ученики и многочисленные последователи, в т. ч. Арчи Шепп, Чарлз Ллойд, Ян Гарбарек, в России - Н. Панов, А.Пищиков, И. Бутман, С. Гурбелошвили и многие другие. Значительным является и композиторское наследие Колтрэйна; среди его лучших сочинений - "Naima", "Blues Mlnor", "Fifth House", "Chasin' The Train", "Blues To Bechet", "Blues To You", "Mr. Day", "Mr. Syms", "Mr. Knight", "Harmonique", "Dahomey Dance", "India", Moment's Notice, Giant Steps. Джон Колтрэйн - один из наиболее самобытных и авторитетных музыкантов современного джаза, пришедших на смену первому поколению мастеров бибопа и продолживших начатое ими дело в середине 1950-х гг. На раннем этапе своего становления Колтрэйн проявил себя как преемник Чарлза Паркера, затем - К.Хокинса, Лестера Янга и Сонни Роллинса. Он был достаточно восприимчив и к идеям молодых музыкантов, учился у них даже тогда, когда стал для многих джазменов кумиром и недосягаемым образцом мастерства. Будучи прирожденным новатором, он тем не менее в самых радикальных экспериментах не утратил связей с родоначальными традициями и фольклорными истоками афроамериканской музыкальной культуры. Органичным компонентом его ярко индивидуального стиля всегда оставалась блюзовая интонация. Очень важным фактором для формирования его мышления является также связь с традициями духовной негритянской музыки, спиричуэлом и госпелом. Колтрэйн, по существу, создал особый тип экспрессивной сольной импровизации в духе экстатической речитации негритянского проповедника и мелодики госпел-сонгов, с элементами архаического холлера (плантационные песни-переклички колониальных времен) и шаут-блюза ("криковой" тип блюзового пения). Одна из новых стилевых форм музыкального высказывания, развитая им на основе госпела т. н. медитативный стиль, родственный свободной речевой мелодекламации и древней псалмодии ("A Love Supreme" - 1964, "Meditations" - 1965, "Reverend King" - 1966, "Expression" - 1967, ). Другой тип мелодии, характерной для Колтрэйна, - романтическая балладно-песенная кантилена, в высшей степени эмоциональная, страстно-чувственная, вокальная по природе. Напряженный, темброво-насыщенный "поющий" звук, сохраняющий свою "вокальность" независимо от темпа и технической виртуозности исполнения, - неотъемлемая принадлежность колтрэйновского саксофонового стиля, непосредственно выражающая его внутренний мир. Еще одна привлекательная для него сфера новаторских исканий - интеграция в современный джаз традиций далеких экзотических культур (арабской, африканской, индийской), неевропейских ладовых и звукорядных систем, мелодических и ритмических моделей, инструментальных тембров ("Africa Brass", "Kulu Se Mama", "lmpressions" и др.). Диапазон творческих исканий и новаций Колтрэйна охватывает практически все важнейшие стили модерн-джаза (боп, кул, хард-боп) и джазового авангардизма 1960-х. В каждом из них он сумел сказать нечто новое, определить и наметить пути дальнейшего развития, утвердить высокие эталоны мастерства. В. Ю. Озеров.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

КОЛТРЕЙН Джон (1926-67)



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.