КЛИМОВ Элем Германович (р. 1933)
КЛИМОВ Элем Германович (р. 1933) КЛИМОВ Элем Германович (р. 1933)
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > КЛИМОВ Элем Германович (р. 1933)

КЛИМОВ Элем Германович (р. 1933)

КЛИМОВ Элем Германович (р. 1933)
КЛИМОВ Элем Германович (р. 1933), российский кинорежиссер, заслуженный деятель искусств России (1976). Фильмы: "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен" (1964), "Спорт, спорт, спорт" (1971), "Агония" (1981), "Прощание" (1983), "Иди и смотри" (1985). В 1986-90 1-й секретарь правления Союза кинематографистов СССР. * * * КЛИМОВ Элем Германович (р. 9 июля 1933, Сталинград, ныне Волгоград), российский кинорежиссер. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976). В жанре комедии Окончил в 1957 Московский авиационный институт, в 1964 — ВГИК (мастерская Е. Л. Дзигана). Уже в студенческой работе "Жених" (1963) проявил себя как мастер эксцентрики, что с блеском подтвердил и в первом профессиональном фильме "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен" (1964), сатирической комедии, в которой остроумно и зло высмеивался советский бюрократизм, проникший даже в сферу воспитания детей в пионерском лагере. Однако приемы гротеска и подчас пародийного вывертывания наизнанку заштампованных общественных ритуалов и идеологизированных норм советской морали пока еще не вызвали у властей такого резкого раздражения, как следующая работа "Похождения зубного врача" (1965). В ней наряду с эксцентрическими, порой провокационными моментами (например, ернически переосмысленные сцены из "Октября" С. М. Эйзенштейна) вполне в духе автора теории "монтажа аттракционов", ощутимо звучала уже трагикомическая, печальная интонация, что заставляло воспринимать фильм не в качестве повода для смеха, а как своеобразную притчу о ненужности таланта в унифицированном обществе. "Агония" Проект своего рода исторического лубка о пришествии во власть неграмотного сибирского мужика Григория Распутина, предложенный И. А. Пырьевым, тогдашним директором "Мосфильма", который (сам в прошлом комедиограф) как раз ценил склонность Климова к фарсу, должен был в какой-то степени спасти молодого режиссера от гнева более высоких инстанций. Но по иронии судьбы именно этот замысел оказался не только самым долговременным, но и многострадальным. Двадцатилетняя — от возникновения идеи до выхода картины "Агония" (1974-81, премия ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Венеции, 1982) в официальный прокат в 1985 — история борьбы Климова за отстаивание своего взгляда на эпоху крушения русской империи в целом и, в частности, убийство Распутина заслуживает уважения. Хотя трудно не признать, что вынужденная трансформация манеры подачи материала (от фарсово-эксцентрической, как в первых вариантах сценария, до формы историко-хроникальной драмы в окончательной версии) действительно расширила и углубила подход к неоднозначным событиям российской истории. С другой стороны, неизбежные (пусть и незначительные) уступки цензуре в трактовке предреволюционных веяний в российском обществе привели к тому, что парадоксально трагикомическая история возвышения "порочного старца", новоявленного Гришки Самозванца, была несколько смикширована при помощи обильного включения хроники и сцен, снятых под документальное кино. Вульгарный пароксизм и оккультная истерия агонизирующего строя разрешаются в оптимистически-трагедийном пафосе эпизодов, провозглашающих о неминуемости революции. И если на промежуточной стадии (например, в режиссерском сценарии 1973) этот крутой перелом в жизни нации был запечатлен в ряде ярких образных моментов, то в последней редакции 1981 неотвратимая поступь Великого Октября демонстрировалась благодаря более привычному ходу кинолетописи, смонтированной под трагически-бравурную музыку (вместо часто используемого Дмитрия Шостаковича — не менее нервно звучащий Альфред Шнитке). На переломе Трудные обстоятельства творчества, тяжелая личная потеря (гибель в 1979 в автокатастрофе жены, режиссера Ларисы Шепитько), а также сама атмосфера советского общества застойных лет все явственнее определили более трагическое мироощущение, свойственное Климову в последующий период. Документальная лента "Лариса" (1980, специальный приз на Международном кинофестивале в Мангейме, 1981), осуществленная взамен Шепитько картина "Прощание" (1982, выпуск — 1984, по "Прощанию с Матерой" В. Г. Распутина) и прежде всего "Иди и смотри" (1985, главный приз и премия ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Москве), еще один давний и сделанный опять же на упорном сопротивлении властям проект, ранее называвшийся "Убейте Гитлера", — все эти работы свидетельствуют уже о мрачном, безысходном, апокалиптическом взгляде режиссера. Перемена участи, случившаяся с рядом деятелей советского кино, находившихся в глухой оппозиции к режиму, поначалу была внешне благосклонной и к Климову, ставшему в 1986 на историческом (теперь этот историзм решительно оспаривается) V съезде Союза кинематографистов СССР его первым секретарем и пробывшему на этом посту до 1989. В этот период режиссер начал подготовку к реализации амбициозного замысла экранизации "Мастера и Маргариты" М. А. Булгакова. И хотя официальным поводом прекращения работы явилось отсутствие надлежащей финансовой поддержки со стороны западных кинокомпаний, а неофициальным — слух о действительно распространенном в среде творческих людей поверье относительно мистическо-роковых предзнаменований, связанных именно с этим романом, представляется также небезосновательным предположение, что сам Климов, утративший за три с лишним десятилетия свою яркую трагифарсовую манеру, осознал, что без этого браться за "Мастера и Маргариту" бесполезно. С. В. Кудрявцев.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

КЛИМОВ Элем Германович (р. 1933)



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.