ЗИНГЕР Айзек Башевис (1904-91)
ЗИНГЕР Айзек Башевис (1904-91) ЗИНГЕР Айзек Башевис (1904-91)
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ЗИНГЕР Айзек Башевис (1904-91)

ЗИНГЕР Айзек Башевис (1904-91)

ЗИНГЕР Айзек Башевис (1904-91)
ЗИНГЕР (Singer) Айзек (Исаак) Башевис (1904-91), еврейский писатель (США), выходец из Польши (с 1935). Писал на идиш. В рассказах (сборники "Сословие", 1965; "Друг Кафки и другие рассказы", 1969; "Зеркало и другие рассказы", 1975) и романах ("Семья Москат", 1950; "Покаяние", 1983), написанных в "старомодной" манере, сквозь иронически-фаталистическое признание трагизма человеческого существования пробивается вера в добрую волю людей. Роман о трагической любви "Шоша" (1978). Нобелевская премия (1978) "за эмоциональное искусство повествования, которое, уходя своими корнями в польско-еврейские культурные традиции, поднимает вместе с тем вечные вопросы". * * * ЗИНГЕР (Singer) Исаак Башевис (14 июля 1904 г. – 24 июля 1991 г.). Нобелевская премия по литературе, 1978 г. Американский прозаик польского происхождения Исаак Башевис Зингер (настоящее имя Ицек-Герц Зингер), писавший на идиш, родился в маленькой деревушке Леоцин под Варшавой. Согласно одним источникам, дата его рождедения – 14 июля, другим – 26 октября. Исаак был третьим из четырех детей Батшебы (Зильберман) Зингер, дочери ортодоксального раввина, и Пинчоз-Менделя Зингера, раввина хасидской школы. Отец придерживался мистического иудаизма, а мать при всей своей набожности была скептической рационалисткой. От отца З. слышал истории об ангелах и демонах, а от матери – семейные предания. Когда Исааку исполнилось четыре года, вся семья переехала в Варшаву и осела в еврейском квартале, где отец стал раввином, зарабатывая на жизнь службой в Бет-Дин (еврейском суде). В приходской школе З. изучал еврейские законы по иудейским и арамейским текстам, а в свободное время читал на идиш книги по естественным наукам, политике и экономике, а также литературную классику, особенно произведения русских прозаиков XIX в. Многие книги давал ему старший брат Израиль Джошуа, писатель, отказавшийся от хасидизма и являвшийся сторонником модернизации иудаизма, его интеграции в западную культуру. В 1917 г. З. едет с матерью в Билгорай, в ее родную деревню на востоке Польши, которая практически не изменилась со времен средневековья. Прожив там 4 года, мальчик наблюдал жизнь еврейского местечка, впитывал в себя его нравы и обычаи. "Я имел возможность видеть прошлое таким, какое оно было, – писал впоследствии З. – Казалось, время повернуло вспять. Я жил еврейской историей". Когда в 1920 г. отец З. получил пост раввина в польском городке Джикув, юноша убедил родителей отпустить его в Варшаву при условии, что он поступит в иудейскую духовную семинарию и получит духовное образование. Однако, проучившись в семинарии всего несколько месяцев и недолго пожив с семьей в Джикуве, З. возвращается в Билгорай, где зарабатывает себе на жизнь уроками иврита. В 1923 г. З. вновь возвращается в Варшаву и живет там в течение 12 лет, поначалу работая корректором в "Литературных листах" ("Literarische Bletter"), еврейском литературном журнале, редактируемом его братом Израилем Джошуа Зингером. В эти годы молодой человек много читает, особенно интересуется философией, физиологией, психологией, естественными и оккультными науками, пробует свои силы в прозе. В 1927 г. в "Литературных листках" появляется первый рассказ З. "В старости" ("Oyf der Elter") под псевдонимом Tee. Второй рассказ начинающего писателя "Женщина" ("Vayber") был напечатан в следующем году за подписью Исаак Башевис (буквально: "сын Батшебы"). В течение последующих 5 лет З. продолжает писать короткие рассказы для еврейских газет и журналов, а на жизнь зарабатывает переводами с немецкого на идиш криминальных романов, а также произведений Кнута Гамсуна, Томаса Манна и Эриха Марии Ремарка. В 1932 г. вышел в свет роман брата З., Израиля Джошуа, "Грешник", и его пригласили на работу в редакцию нью-йоркской еврейской газеты "Джуиш дейли форвард" ("Jewish Daily Forward"). Израиль Джошуа принял приглашение и эмигрировал в США, а младший брат остался без наставника. Тем не менее Исаак Башевис продолжает писать и в 1933 г. становится заместителем редактора литературного журнала "Глобус" ("Globus"), в котором публикуются его рассказы, а затем и первый роман "Сатана в Горай" ("Der Soten in Goray"), печатавшийся в журнале в течение 1934 г. и вышедший отдельной книгой в 1943 г. "Сатана в Горай", по мнению ряда критиков, лучший роман писателя, навеян воспоминаниями автора о днях, проведенных в Билгорае. В романе, действие которого происходит в еврейском местечке XVII в., рассказывается о дьявольском наваждении в небольшой хасидской общине. Эта история, как заметил английский критик Тед Хьюз, "является емкой метафорой культурного краха, который разрушил духовные принципы и отбросил наш век в болото циничного материализма". 30-е гг. стали для З. временем тяжких испытаний. Его жена Руня, коммунистка, уехала в СССР, забрав с собой их сына Израиля. В это же время к власти в Германии пришли нацисты. Опасаясь антисемитской политики Гитлера, З. в 1935 г. покидает Варшаву и уезжает к брату в США, где поселяется в Бруклине и работает нештатным сотрудником газеты "Джуиш дейли форвард". В течение последующих десяти лет З. испытал творческий кризис, вызванный отчасти бедностью, а отчасти культурной дезориентацией и неуверенностью в завтрашнем дне, а так же будущим языка идиш в США. Роман "Мессианствующий грешник" ("Messiah the Sinner", 1937), который печатался серийными выпусками в Нью-Йорке, Варшаве и Париже, сам З. считал неудачным. В 1940 г. З. женится на Альме Вассерман, эмигрантке из Германии, двумя годами позже переселяется из Бруклина в Вест-Сайд (Манхэттен), становится штатным сотрудником газеты "Форвард" ("Forward"), подписывая свои статьи псевдонимом Исаак Варшавский. В 1943 г. З. получает американское гражданство, а еще через два года вновь начинает писать. В 1944 г. в связи со смертью Израиля Джошуа, который в писательской среде был тогда известнее брата, З. вторично переживает творческий кризис. Смерть старшего брата он назвал "величайшим несчастьем" всей своей жизни. Тем не менее в следующем году З. начинает работу над "Семьей Москат" ("Di Familye Mushkat"), первым из трех реалистических социальных романов, который печатался с 1945 по 1948 г. в газете "Форвард" и рассказывал о моральном разложении варшавских евреев после оккупации Польши гитлеровскими войсками. Двухтомник романа на идиш и однотомник на английском языке появились почти одновременно – в 1950 г. В эти же годы в качестве своеобразной прелюдии к "Семье Москат" З. начинает писать произведение, охватывающее последние четыре десятилетия XIX в., время, когда польские евреи начинают покидать средневековые гетто ради суматошной жизни современного индустриального общества. Этот роман с 1953 по 1955 г. печатается в газете "Форвард", а затем переводится на английский язык и выходит двумя отдельными книгами: "Усадьба" ("The Manor", 1967) и "Имение" ("The Estate", 1969). Когда "Семья Москат" появилась в английском переводе, круг читателей З. значительно расширился, а после публикации в журнале "Партизан-ревью" рассказа "Гимпл-дурень" ("Gimpel Tarn") в переводе с идиш Сола Беллоу к писателю пришло признание. Герой рассказа "Гимпл-дурень" – деревенский юродивый, чудак, который верит всему, что ему говорят, и которого без труда обманывают соседи. "Нет сомнений, что наш мир – это воображаемый мир, – говорит Гимпл. – Но чтобы попасть в воображаемый мир, надо пройти через мир реальный". В это время произведения З. привлекают внимание Сесил Хемли, редактора "Нундей-пресс", которая помогает писателю публиковать их в солидных американских литературных журналах. В 1955 г. издательство "Нундей-пресс" выпустило в английском переводе роман "Сатана в Горай", получивший положительные отклики критики, а еще через два года вышел в свет и имел большой успех первый сборник рассказов З. на английском языке "Гимпл-дурень и другие рассказы". В последующие два десятилетия З. печатает множество рассказов, несколько романов, четырехтомную автобиографию и полтора десятка книг для детей. Главный герой романа "Люблинский чародей" ("Der Kunsmakher fun Lublin"), написанного в 1958 г. и переведенного на английский язык в 1960 г., – обаятельный "чародей" и волокита, раскаивающийся в конце концов в своих многочисленных прегрешениях. Во второй сборник рассказов З. "Спиноза с Маркет-стрит" ("Der Spinozisti Dertsey-lung", 1961) вошли некоторые ранее публиковавшиеся рассказы, действие которых происходит в польском гетто после второй мировой войны. Любовный роман "Невольник" ("Knekht", 1962), история из еврейского быта средневековой Польши, сразу же стал бестселлером. Когда же в английском переводе были опубликованы лучший, по мнению критиков, сборник рассказов З. "Друг Кафки и другие рассказы" ("A Friend of Kafka and Other Stories", 1970) и роман "Шоша" ("Shosha", 1978), где писатель вновь обращается к темам невинности, любви и раскаяния, авторитет писателя возрос еще больше. В 1964 г. З. становится первым почетным членом Национального института искусств и литературы, который пишет не на английском языке. Через 5 лет писатель получает Национальную книжную премию по детской литературе за автобиографические очерки "День удовольствий. Истории о мальчике, выросшем в Варшаве" ("Day of Pleasure: Stories of a Boy Growing Up in Warsaw"). На вопрос, почему он пишет для детей, З. ответил, что "дети еще верят в Бога, семью, ангелов, чертей, ведьм, домовых...". Нобелевская премия по литературе 1978 г. была присуждена З. "за эмоциональное искусство повествования, которое, уходя своими корнями в польско-еврейские культурные традиции, поднимает вместе с тем вечные вопросы". Представитель Шведской академии Ларе Йюлленстен назвал З. "бесподобным рассказчиком и стилистом, мастером и волшебником". Особо были отмечены книги автора, действие которых происходит в средневековье. "Именно в исторических произведениях искусство З. проявилось в полной мере, – сказал Йюлленстен. – В литературный пантеон вошли многие из его исторических персонажей: мечтатели и мученики, личности ничтожные и благородные". В своей Нобелевской лекции З. сказал, что рассматривает награду как "признание идиш – языка изгнания, языка без земли, без границ... языка, в котором нет слов для выражения таких понятий, как «оружие», «амуниция», «муштра»,, «тактика боевых действий»". "Идиш, – продолжал, отмечая неизменность еврейских традиций, писатель, – это мудрый и скромный язык запуганного, однако не теряющего надежд человека". Критики относятся к произведениям З. по-разному. Называя З. "простым писателем как по форме, так и по содержанию", американский исследователь Роберт Алтер отказывается считать его современным писателем. Для Тэда Хьюза главной темой модернизма является отношение человека к Богу. "З., – замечал Хьюз, – поднимает свою нацию до символа и в результате пишет не о евреях, а о человеке во взаимосвязи с Богом". По мнению американского литературоведа Ричарда Бергина, ясность прозы З. в сочетании с его метафизическими и гносеологическими корнями роднят его с такими писателями модернистской ориентации, как Франц Кафка и Хорхе Луис Борхес. Открывший З. американский исследователь Ирвинг Хоу указывает вместе с тем и на некоторые слабые стороны писателя: "В своей тематике З. нет равных, однако он повторяется, играет один и тот же мотив снова и снова...". Если один из рецензентов, Джон Саймон, обращает внимание на бесконечные повторы в книгах З., то другой, Джон Гросс, восторгается непревзойденным мастерством рассказчика, у которого "нет слабых мест". "Когда я был мальчиком и рассказывал разные истории, меня звали лгуном, – вспоминал З. в одном интервью через несколько лет после получения Нобелевской премии. – Теперь же меня зовут писателем. Шаг вперед, конечно, большой, но ведь это одно и то же". "Если опытом не делиться, то кому этот опыт нужен", – заключил писатель.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ЗИНГЕР Айзек Башевис (1904-91)



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.