Гречанинов Александр Тихонович
Гречанинов Александр Тихонович Гречанинов Александр Тихонович
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > Гречанинов Александр Тихонович

Гречанинов Александр Тихонович

Гречанинов Александр Тихонович
Гречанинов Александр Тихонович - выдающийся композитор. Родился в 1864 г. в купеческой семье в Москве. Дойдя до 5-го класса, Гречанинов оставил гимназию и поступил в 1881 г. в московскую консерваторию. По фортепиано занимался у Н.Д. Кашкина и окончил педагогические курсы по классу В.И. Сафонова (1890); по контрапункту учился недолго у Г.А. Лароша , затем у Н.А. Губерта . В 1890 г. Гречанинов перешел в петербургскую консерваторию, которую окончил по классу теории композиции Н.А. Римского-Корсакова , представив экзаменационную кантату "Самсон". Гречанинов занимался еще у С.И. Танеева в Москве. Гречанинов дебютировал (1894) тетрадкой из пяти романсов (изд. Беляева ), а его opus 2-ой, смычковый квартет (G-dur) был тогда же премирован на конкурсе петербургского общества камерной музыки. По окончании консерватории Гречанинов остался в Петербурге и занялся педагогической музыкальной деятельностью. Сочинения Гречанинова отличаются технической и художественной законченностью. В сочинениях раннего периода чувствуется влияние Чайковского . Большое влияние оказал на Гречанинова и Римский-Корсаков, в фактуре и многих приемах. То и другое влияние явственно выступает в опере-былине "Добрыня Никитич" (1895 - 1901). В начале 1900-х годов Гречанинов становится на более самостоятельный путь, но в конце этих годов выступает в его творчестве другое влияние - модернистов французов (Дебюсси и др.). Сказанными влияниями не заслоняется, однако, собственная индивидуальность Гречанинова. По своему характеру его сочинения находятся в тесной связи с русским народным песенным творчеством. Мысль его всегда определенна, ясна, изложение отличается простотой, отсутствием запутанности, вычурности, развитие логично, естественно, хотя особенной фантазии и изобретательности в развитии автор и не проявляет. Стиль его сочинений большей частью гомофонический. К контрапунктическим сложностям автор почти не прибегает. Наиболее ярко его талант проявился в вокальной музыке и в ней в области камерной миниатюры, в которой он достигает часто тонкой красоты грации и изящества. Особенно выделяются серии его "детских песен", близких к народным: "Ай дуду" (6 песен, 1903), "Петушок" (сборник русских народных песен, 20 №, 1906), "Снежинки" (10 песен, 1907). Новое слово сказал Гречанинов в области церковной музыки. Нередко он берет в песнопении прямо народные темы. Другой особенностью его песнопений является их изобразительность, программность в строгом соответствии с текстом. Некоторые его песнопения, как, например, "Волной морской" переложение (8-голосное) и оригинальное "Верую", где он применил древний прием исполнения символа веры в монастырях - речитативное чтение одного канонарха, которому вторит хор - получили широкую известность. Ему принадлежат: 2 полных (13 №) литургии св. I. Златоуста (1897, 1902), "Всенощное бдение" (10 №), "Страстная Седмица" (13 №) и отдельные песнопения. Свои взгляды на церковную музыку Гречанинова высказал в статье: "О духе церковных песнопений" ("Московские Ведомости"). Его обеим симфониям (№ 1 - h-moll, 1894, и № 2 Pastorale-a-moll, 1902 - 09) недостает оригинальности, глубины идей, широты размаха, органичности формы интереса в развитии, что не исключает общей красоты музыки и интереса отдельных подробностей. Гречанинов написал 59 opus'ов, 8 сочинений без означения opus'ов и 6 сочинений неизданных. Среди этих сочинений находятся: "Элегия" (памяти Чайковского) для оркестра (рукопись, 1897), 2 смычковых квартета (№ 1 - G-dur и № 2 - B-dur в рукописи), трио для фортепиано, скрипки и виолончели (C-moll, 1903), "Сестра Беатриса" опера-легенда по Метерлинку, музыка к трагедии Алексея Толстого "Царь Федор Иоаннович" (напечатана только "Песнь гусляра") и к его же трагедии "Смерть Иоанна Грозного", музыка к "Снегурочке" Островского , "Елочкин Сон" - рождественская пьеса для детей (1911), светские хоры, "Памяти павших за свободу", "Траурный гимн" для хора, "Матушка Русь" (Некрасов) для исполнения 19 февраля, кантата "Памяти 19 февраля 1861 г." для 4-х голосов, хора и оркестра на слова П. Зуева, вокальные квартеты-соло, вокальные пьесы с сопровождением оркестра, струнного квартета ("Мертвые Листья"), концерт для виолончели, пьесы для фортепиано, для скрипки и фортепиано. Гр. Тимофеев.



Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

Гречанинов Александр Тихонович



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.