Юрьевич Иван Иванович
Юрьевич Иван Иванович Юрьевич Иван Иванович
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > Юрьевич Иван Иванович

Юрьевич Иван Иванович

Юрьевич Иван Иванович
Юрьевич (Иван Иванович) - писатель. Родился в 1788 г.; окончил курс армейской семинарии ("Армейской семинарией" называлось существовавшее в Санкт-Петербурге в первой половине XIX столетия учебное заведение с обычным курсом духовных семинарий, в котором обучались сыновья лиц военного духовенства); в 1813 г. был определен в ту же семинарию учителем истории, географии, арифметики и нотного пения; уволясь из духовного звания, служил в военном министерстве, на монетном дворе, в департаменте горных и соляных дел и в морском министерстве; преподавал русскую словесность в военно-учебных заведениях. Год смерти его неизвестен. Написал "Краткое начертание метафизики" (СПб., 1824) и "Пневматология, или О существах чувствующих и мыслящих" (СПб., 1825). В книгах Юрьевича не встречается ни одной ссылки на произведения философов и, кроме Аристотеля, Декарта, Лейбница и Вольфа, никаких упоминаний о философах. Отсюда, однако, нельзя заключить, что сочинение Юрьевича представляются самостоятельным; напротив, оно в точности воспроизводит идеи Вольфа или какого-либо ученика и, по всей вероятности, составлено по курсам философии, слышанным в семинарии. Во второй части - опытной психологии - встречаются, впрочем, и самостоятельные, но весьма мало ценные наблюдения. В метафизике, которую Юрьевич определяет как часть умозрительной философии, рассуждающую "о главнейших истинах, познаваемых рассуждением", мы имеем дело с "сущим или существом вообще", которое бывает телесным или бестелесным, миром и Богом; в этом нетрудно узнать Вольфово деление на онтологию, пневматологию, космологию и теологию. Юрьевич дал только очерк первых двух частей метафизики. В онтологии он рассматривает "принадлежности" вещей вообще, принадлежности вещей относительно их сущности (единство, подлинность, совершенство, определенность), общие принадлежности бытия (пространство, время, производство), принадлежности вещей относительные (тождество и различие, союз и зависимость, причина действующая, вещественная, конечная, образовательная). Книга заканчивается замечаниями о порядке, о существе необходимом и случайном, простом и сложном, конечном и бесконечном. Никакого реального знания в этом сочинении, которое, по всей вероятности, служило руководством в артиллерийском училище, нет; знание и определения - чисто словесные. На странице 23 мы встречаемся с любопытной полемикой с Кантом, который, впрочем, не назван по имени. Юрьевич делает два возражения против учения о том, что пространство и время суть формы чувствования: 1) "сии формы чувствования, будучи основаны единственно на его свойстве, одинаковым бы образом приличествовали без разбора всем ощущаемым предметам". 2) "Будучи приданы единожды к какому-либо предмету, в известном разуме, не изменялись бы, и не переменяли бы своего к нему отношения. Но время настоящее беспрестанно делается прошедшим, а отношение всех предметов к нам и между собой, яко вне нас и вне себя находящихся, или пространство, беспрестанно также изменяется. И потому оные не столько суть формы нашего чувствования, сколько формы бытия чувствуемых вещей; и мы потолику и таким образом, относительно к предметам, их представляем, поколику, и таким образом, бытие последних для нас ощутительно бывает". Оба возражения не выдерживают критики. В опытной психологии подробно описаны страсти, которые Юрьевич делит на два класса: 1) чувствования приятности и неприятности и 2) сильнейшие желания; к первому классу Юрьевич относит радость и печаль, восторг и ужас, надежду и страх, величавость и стыд, самодовольность и раскаяние; ко второму - любовь и ненависть, сожаление и злорадование, признательность и гнев, благодарность и мщение, соревнование, зависть и ревнивость. Кроме страстей, Юрьевич рассматривает и наклонности, "постоянно на некоторых людях действующие", как-то: "сластолюбие или склонность к веселостям, корыстолюбие, честолюбие". Особенно подробно описано корыстолюбие. Э. Радлов.



Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

Юрьевич Иван Иванович



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.