Цветаев Дмитрий Владимирович
Цветаев Дмитрий Владимирович Цветаев Дмитрий Владимирович
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > Цветаев Дмитрий Владимирович

Цветаев Дмитрий Владимирович

Цветаев Дмитрий Владимирович
Цветаев (Дмитрий Владимирович, родился в 1852 г.) - историк. Сын сельского священника Владимирской губернии, Ц., по окончании курса в Санкт-Петербургской духовной академии, прослушал педагогические курсы при 2-й санкт-петербургской военной гимназии. Преподавал историю, русский язык, словесность, педагогику и методику в средних учебных заведениях ведомств военного, народного просвещения и Императрицы Марии в Орле и Москве. По защите магистерской диссертации, Ц. поступил (1886) в приват-доценты Московского университета. С 1887 г. состоит профессором Варшавского университета по кафедре русской истории. Специальные научные изыскания Ц. по русской истории сосредоточиваются главным образом на "немецком" вопросе в России и состоят в документальном выяснении положения, жизни и деятельности иностранцев и инородцев протестантского и католического вероисповеданий и отношения русских к этим людям и к западноевропейской культуре и образованности. Сюда относятся статьи монографии: "Марья Владимировна и Магнус Датский" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1878, III); "Протестантство в Польше и Литве, в его лучшую пору" ("Чтения в обществе любителей духовного просвещения", 1881, XII); "Вновь открытый закон Петра Великого о протестантах" ("Московские Ведомости", 1882, № 319); "Положение протестантов в России до Петра Великого" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1883, IX - X); "Протестантство в России в правление Софьи" ("Русский Вестник", 1883, XI); "Из истории брачных дел в царской семье московского периода" (ib., 1884, VII - VIII и отдельно); "Генерал Николай Бауман и его дело. Из жизни Московской Ново-Иноземской слободы в XVII веке" (Москва, 1884); "История сооружения первого костела в Москве" (Москва, 1886); "Вероисповедное положение протестантских купцов в России в XVI и XVII веках" ("Русский Вестник", 1885 и отдельно); "Обрусение иноземцев-протестантов в Московском государстве" (Москва, 1886); "Положение западного иноверия в Московском государстве" ("Московские Ведомости", 1886, № 273 - 74, вступительная речь, читанная в Московском университете); "Литературная борьба с протестантством в Московском государстве" (Москва, 1887); "Иностранцы в России в XVI - XVII веках" ("Русский Вестник", 1887, XII); "Первые немецкие школы в Москве и основание придворного немецко-русского театра" ("Варшавские Университетские Известия", 1889, VIII; "Православное Обозрение", 1890, V - VII и отдельно); "К истории культуры в России в XVI и XVII веках" (Воронеж, 1890); "История основания русского флота" ("Русская Старина", 1896, VII и отдельно); "Медики в Московской России и первый русский доктор" ("Труды Русского Медицинского Общества при Варшавском университете", 1896, II и отдельно); "Новые данные о кронпринцессе Софии-Шарлотте" ("Московские Ведомости", 1899, № 316) и прочее. Благодаря изучению предмета по отдельным деталям, в объединительных трудах Ц. из данной области даже частности обыкновенно оказываются подробно и тщательно обработанными. Важнейшие труды этого рода: "Из истории иностранных исповеданий в России в XVI и XVII веках" (Москва, 1886, магистерская диссертация) и "Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований" (Москва, 1890, докторская диссертация). В первом из них дается фактическая история пользования свободой общественного и частного вероисповедания протестантов и католиков в Московском государстве. Второй труд изображает быт иноземцев-протестантов и взаимные сношения их с русскими, сопровождавшиеся культурным воздействием на русскую среду. "Исчерпывая все существующие стороны предмета", это сочинение является "как бы введением в историю Петровской реформы" (профессор Багалей , Брикнер и Завитневич ). Часть архивных и рукописных документов, собранных Ц., издана им под заглавием "Памятники к истории протестантства в России" (часть I, Москва, 1888). В речи "К истории изучения вопроса об иностранцах в России" (Варшава, 1891), произнесенной на докторском диспуте, объясняется важность непосредственного изучения предмета по подлинным архивным данным. За последние годы специальные работы Ц. относятся преимущественно к вопросам, связанным с пребыванием и кончиной царя Василия Ивановича Шуйского в польском плену. На основании главным образом данных, найденных им в архивах, он сначала выясняет различные отделы предмета в ряде монографий: "Царь Василий Шуйский в Польше" ("Варшавские Университетские Известия", 1894, IV - V; "Варшавский Дневник", 1897, № 86); "Об усыпальнице Шуйского в Варшаве" ("Варшавский Дневник", 1897, декабря, 20; "Исторический Вестник", 1898, II, V) и др., затем составляется цельный труд, под заглавием: "Царь Василий Шуйский и места погребения его в Польше"; вышел второй его том в двух книгах, заключающий "приложение к историческому исследованию" (Варшава, 1901 - 1902); самое исследование входит в первый том и печатается. Из статей Ц. по другим предметам выдаются: "Сношения с Абиссинией" ("Русский Архив", 1888, I); "Из истории церковной и государственной жизни в старой Москве" ("Христианское Чтение", 1896, I); "Новые материалы к истории Москвы" ("Московские Ведомости", 1885, № 75); "Петр Великий во Франции" ("Русское Обозрение", 1894; "Московские Ведомости", 1901, № 252). Основные взгляды Ц. на русскую историческую жизнь наиболее цельно формулируются им в статье "Россия и Западная Европа в их взаимных отношениях" ("Русское Обозрение", 1895, II), исходной мыслью которой служит положение, что "по своей природе и истории Россия, как самостоятельное государство, безусловно необходима для правильной жизни самой Западной Европы: до вступления своего в круг европейской системы она была охранительницей ее от азиатского напора и разрушения со стороны диких полчищ; по вступлении же своем в систему европейских государств (в эпоху Петровских реформ) она стала незаменимой посредницей между борющимися там сторонами, оберегающей политическое равновесие и тем обеспечивающей благосостояние и возможность беспрепятственного дальнейшего культурного развития западноевропейских государств и народов" (стр. 714 - 715). Начав свои научные занятия по русской истории под руководством профессора Кояловича , Ц. в методах исследования и в основных воззрениях ближе стоит к исторической школе С.М. Соловьева . В педагогической литературе наиболее известны его "Баллады Шиллера. Опыт объяснения их" (помещались в "Филологических Записках" 1881 - 1882 гг. и отдельно). А. С-ов.



Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

Цветаев Дмитрий Владимирович



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.