Хворостинин Иван Андреевич
Хворостинин Иван Андреевич Хворостинин Иван Андреевич
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > Хворостинин Иван Андреевич

Хворостинин Иван Андреевич

Хворостинин Иван Андреевич
Хворостинин, называемый также по прозвищу отца Х.-Старковский (Иван Андреевич) - князь, "летописец". В 1606 г. был окольничим и затем кравчим при дворе Лжедимитрия I ; при Василии Ивановиче Шуйском был послан на покаяние в Иосифов Волоколамский монастырь за свою близость к самозванцу и за "еретичество". Возвращенный в Москву около 1611 г., Х. присутствовал при столкновении Гермогена с боярским правительством, стоя на стороне первого; в 1613 г. был послан воеводой в Мценск, а в следующем году находился уже в числе "больших воевод Украинского разряда" и стоял со сторожевыми полками в Новосили. В 1618 г. был послан воеводой в Переяславль-Рязанский, где удачно "отсиделся от черкас", и за это, по возвращении в Москву, был пожалован "у стола" серебряным кубком и шубой в 160 рублей. Этим и оканчиваются его военные подвиги. Вследствие накоплявшегося все более и более недовольства современным строем московской жизни и особенно одним внешним и грубым проявлением религиозности и правоверия "глупых" москвичей, Х. стал открыто выражать свое "еретичество", "приставать к польским и литовским попам и полякам" и заводить у себя латинские книги и образа, почитая их "наравне с образами греческого письма". По приказанию царя и патриарха, был произведен в его доме обыск, образа и книги были отобраны, но сам он был пощажен, причем ему сделали "заказ" с "еретиками не знаться и ереси не перенимать". Несмотря на это, Х. продолжал "увлекаться ересью", своим крестьянам запрещал ходить в церковь, якобы "глумился" над религией, более прежнего бранил своих современников, про которых писал в одном из своих "писем", что в Москве "все люд глупый, жити... не с кем..." и даже хотел продать свои вотчины и уехать в Литву. Все это вместе послужило поводом ко вторичной ссылке Хворостинина в Кириллов-Белозерский монастырь (1623), где он должен был жить под надзором "доброго" и "житьем крепкого старца", не выходить из монастыря, ни с кем не видеться... Такое тяжкое положение вскоре побудило его "раскаяться", и он уже в 1624 г. был освобожден и восстановлен "во дворянах по-прежнему"; но пользовался свободой недолго; 28 февраля 1625 г. скончался, приняв перед смертью монашество, с именем Иосифа. Современники почти единогласно называют его самоуверенным, надменным и дерзким. "Летописный" труд Х. носит название: "Словеса дней и царей и святителей московских, еже есть в России". Он сохранился в единственном списке, с несколькими пропусками и без конца, находящемся ныне в Императорской Публичной Библиотеке. И по своему содержанию, и по личности автора "Словеса" представляют значительный интерес. В них в витиеватой форме изложены события и даны характеристики от Бориса Годунова до взятия Москвы князем Пожарским . Наряду с похвалами, автор обвиняет Бориса Годунова в "высокоумии", считая последнего причиной его падения, сильно корит Лжедимитрия и Шуйского и расточает самые лестные похвалы патриарху Гермогену. При этом, как утверждает профессор С.Ф. Платонов , довольно резко проявляются личные взгляды автора и его личные цели: "он более всего старался оправдать свое поведение в смуту, избавиться от обвинения в еретичестве и заявить о своем патриотизме и правоверии". Писаны "Словеса" около 1619 - 1624 гг. См. П.Н. Петров "История родов русского дворянства" (часть I); митрополит Макарий "История русской церкви", (т. XI); С.Ф. Платонов "Древние русские сказания и повести о Смутном времени XVII века, как исторический источник" (Санкт-Петербург, 1888) и заметку в "Русском Архиве", 1880, том III, стр. 482. В. Р-в.



Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

Хворостинин Иван Андреевич



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.