Филарет (в миру Димитрий Григорьевич Гумилевский)
Филарет (в миру Димитрий Григорьевич Гумилевский) Филарет (в миру Димитрий Григорьевич Гумилевский)
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > Филарет (в миру Димитрий Григорьевич Гумилевский)

Филарет (в миру Димитрий Григорьевич Гумилевский)

Филарет (в миру Димитрий Григорьевич Гумилевский)
Филарет (в миру Димитрий Григорьевич Гумилевский, 1805 - 1866) - известный богослов и историк церкви, сын священника Шацкого уезда, который по селу носил фамилию Конобеевского; в тамбовской семинарии, за малорослость и смирение, прозван был Гумилевским (от humilis). Перед окончанием курса в Московской духовной академии принял монашество с именем Ф.; в той же академии был последовательно профессором, инспектором и ректором. Обладая обширной начитанностью, Ф. всем предметам, которые читал с академической кафедры, давал совершенно новую постановку, сильной, остроумной, подчас даже резкой критикой противоположных взглядов. Он основал академический журнал "Творения святых отцов в русском переводе, с прибавлениями духовного содержания". Архимандрит с 1835 г., Ф. в 1841 г. рукоположен во епископа рижского, в 1848 г. переведен в Харьков, в 1857 г. возведен в сан архиепископа, в 1859 г. перемещен в Чернигов, где основал "Черниговские Епархиальные Известия" и много сделал для умножения числа женских духовно-учебных заведений. Из учебных трудов преосвященного Ф. наиболее крупное значение имеют его "Православное догматическое богословие" (Чернигов, 1864; 3-е изд., 1882). "История русской церкви" (1847 и сл.; 6-е изд., Санкт-Петербург, 1894; доведено до 1826 г.) и "Обзор русской духовной литературы" (3-е изд., Санкт-Петербург, 1884). В первом из этих сочинений преосвященный Ф. первый из русских богословов внес в разработку догматики запросы современной мысли (ср. Россия, XXVIII, 722). Как историк церкви, преосвященный Ф. имел предшественником лишь митрополита Платона . Его "История", отличаясь фактической полнотой, не удовлетворяет требованиям современной науки. Автор стоит всецело на богословской точке зрения; явления русской церковной истории он рассматривает с их, так сказать, официальной стороны: излагает прежде всего подвиги святых мужей и иерархов на пользу русской церкви, а затем идет рассмотрение ересей и расколов, как отклонений от правильного понимания православного учения. У него нет указаний на внутренний процесс восприятия русским народом истин христианства, а равно и на причины отклонения от церковного учения. Историю русской церкви преосвященный Филарет излагал с теми же приемами, с какими излагали политическую историю России Карамзин и Устрялов . В сокращенном виде "История русской церкви" впервые была издана в 1859 г. и потом, как учебник, много раз была издаваема по определению Святейшего Синода. "Обзор русской духовной литературы" во многом устарел, особенно если принять во внимание множество материалов и рукописей, изданных после 1865 г., но все же он и поныне остается драгоценным справочным пособием (ср. Библиография, III, 746). Значение справочных книг и характер сборников материалов имеют и многие другие труды преосвященного Ф., которые в то же время часто поражают меткими отзывами и неожиданными выводами. Из прочих трудов преосвященного Ф., общее число которых достигает 159, наиболее важны: "Историко-статистическое описание харьковской епархии" (М. и Харьков, 1852 - 59); "Историческое учение об отцах церкви" (патрология, Санкт-Петербург, 1859; 3 издание, Санкт-Петербург, 1882); "Слова и беседы" (Санкт-Петербург, 1859; 3 издание, Санкт-Петербург, 1883); "Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой церкви" (Санкт-Петербург, 1860; 2 издание, Чернигов, 1864); "Общий обзор черниговской епархии" (Чернигов, 1861); "Русские святые, чтимые всей церковью или местно" (Чернигов, 1861 - 65; 3 издание, Санкт-Петербург, 1881; другое издание, с изображениями святых и праздников, исполненными Ф.Г. Солнцевым , в 12 книгах, Санкт-Петербург, 1885); "Опыт объяснения на послание апостола Павла к Галатам" (Чернигов, 1862); "Святые южных славян" (Чернигов, 1865); "Учение Евангелиста Иоанна о слове" (Москва, 1869); "Святые подвижницы восточной церкви" (Санкт-Петербург, 1871; 2-е издание, изображениями святых подвижниц, исполненными Ф.Г. Солнцевым, Санкт-Петербург, 1885); "Историко-статистическое описание черниговской епархии" (Чернигов, 1873); "Исследование о смерти царевича Димитрия" ("Чтения Московской Общ. Истории и Древностей", 1858, книга I). Ср. И. Листовский "Ф., архиепископ черниговский" (2 издание, Чернигов, 1895).



Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

Филарет (в миру Димитрий Григорьевич Гумилевский)



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.