Слепцов Василий Алексеевич
Слепцов Василий Алексеевич Слепцов Василий Алексеевич
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > Слепцов Василий Алексеевич

Слепцов Василий Алексеевич

Слепцов Василий Алексеевич
Слепцов (Василий Алексеевич) - известный беллетрист. Родился в 1836 г. в старинной и богатой семье Саратовской губернии. Учился в 1-й московской гимназии, пензенском дворянском институте и очень недолго на медицинском факультете московского университета. Соблазнившись популярным тогда хождением в народ с этнографическими целями, он отправился в конце 50-х гг., с котомкой за плечами в пешеходное путешествие по Владимирской губернии. Это дало ему большой запас знания народной жизни и вскоре он выступил с рассказами из народного быта в "Русской Речи", "Северной Пчеле", а затем и в "Современнике". Переехав в начале 60-х гг. в Петербург, Слепцов быстро занял видное положение в литературных и примыкавших к ним кружках. Этим он в значительной степени был обязан своей несомненной литературной талантливости, но еще больше своей личной обаятельности. Превосходный рассказчик и чтец, увлекательный собеседник и человек редкой, артистически изящной красоты, он особенно нравился женщинам. Литературная деятельность Слепцова продолжалась недолго. Уже в самом начале 70-х гг. он заболел, поехал для поправления здоровья на Кавказ, но без существенной пользы, затем переселился в имение матери возле Сердобочка и, медленно угасая, умер на ее руках в 1878 г. Слепцов написал очень немного. "Полное Собрание Сочинений" его занимает один небольшой том и заключает в себе 10 рассказов из народной жизни, повесть "Трудное время" и несколько глав начатого романа "Хороший человек". Во всех своих произведениях Слепцов обнаруживает несомненный дар рассказа, а в некоторых - тонкое остроумие и большую вдумчивость в явления общественной жизни. В общем он один из наиболее художественно-одаренных писателей 60-х гг. Несомненно принадлежа к числу писателей тенденциозных, он все-таки мысли, которые хочет провести, доказывает не рассуждениями, а образами, картинами и характеристиками. Позднейшему читателю многое в Слепцове кажется и странным, и жестоким. Странными кажутся рассказы из народной жизни. Мужиков этот передовой и радикальный писатель изображает прямо какими-то головотяпами, которых, по их глупости и дикости, даже не жалко. Впрочем, автор даже и не задается целью возбудить в читателе жалость. Он только хочет рассмешить и достигает своей цели, выуживая из народной жизни разные курьезные анекдоты и смешные словечки. Тогда была целая полоса такого анекдотического изображения народной жизни. Ее начал Николай Успенский , и у молодого Слепцова не хватило самостоятельности выбиться из этой колеи. Жестоким Слепцов кажется в главном своем произведении - "Трудном времени", которое до сих пор остается в литературной памяти и в ряду повестей с общественной подкладкой занимает видное место. Повесть с беспощадной иронией вышучивает умеренный либерализм, который не идет дальше двух-трех хороших порывов, а затем остывает и обращается к устройству личного благополучия путями, однако, отнюдь не предосудительными. Читателю, который видел позднейший пышный расцвет хищничества, не понятна та неумолимость, с которой автор старается выставить представителя благих порывов - Щетинина - полнейшим ничтожеством. Наполовину иронически относится повесть к героине рассказа - жене Щетинина, в которой стремления к устройству своего благополучия уже совсем нет, но над которой повесть подтрунивает за неопределенность ее благих порывов. В положительном лице повести - Рязанове, на все отвечающем насмешечками, - заметно сказалось влияние базаровского типа. Ср. Писарев "Подрастающая гуманность" ("Сочинения", т. IV), воспоминания Головачевой-Панаевой ; воспоминания матери Слепцова в "Русской Старине" 1890; М.А. Протопопова в "Северном Вестнике", 1888). С. В.



Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

Слепцов Василий Алексеевич



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.