Арсений Мацеевич
Арсений Мацеевич Арсений Мацеевич
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > Арсений Мацеевич

Арсений Мацеевич

Арсений Мацеевич
Арсений Мацеевич (в миру Александр), последний противник церковной реформы Петра I . Сын православного священника, ведущего свой род из польской шляхты; родился в 1697 году во Владимире-Волынском, учился в киевской академии. В 1733 году совершил путешествие в Устюг, Холмогоры и Соловецкий монастырь, где полемизировал с заключенными там раскольниками; по поводу этой полемики написал "Увещание к раскольнику" (напечатано в "Православном Собеседнике", 1861 год, т. III). В 1734 - 37 годах А. участвовал в Камчатской экспедиции. В 1737 году был прикомандирован к синодальному члену Амвросию Юшкевичу , занимавшему в то время первенствующее место в церковной иерархии. Это назначение привело к сближению двух иерархов и определило дальнейшую судьбу А. Посвященный в марте 1741 года в сан митрополита сибирского, А. во время пребывания своего в Тобольске преобразовал местную архиерейскую канцелярию в консисторию и защищал новокрещенных инородцев от притеснений воевод, а духовенство - от вмешательства светского суда. Суровый сибирский климат вредно отразился на его здоровье, и он, вскоре по воцарении Елизаветы Петровны , был переведен в Ростов, причем получил звание члена Синода. Его управление ростовской епархией (1742 - 63) было наиболее блестящим периодом его деятельности. Строгий к подчиненным, А. становится в резкую оппозицию с светской властью. Он игнорирует постановления духовного регламента, отказывает в помещении инвалидов в монастырях своей епархии, вместе с Амвросием Юшкевичем настаивает перед императрицей на удалении светских чинов из Синода и мечтает о восстановлении патриаршего престола. Исполняя поручение Святейшего Синода и исправляя сочинение Феофилакта Лопатинского , "Обличение неправды раскольничьей", он в своем дополнении к последнему проводит взгляды Иосифа Волоцкого ; в своих "Возражениях на пашквиль лютеранский, нареченный Молоток на камень веры" (в извлечении напечатано у Чистовича , "Феофан Прокопович", стр. 386 - 407), он требует восстановления патриаршества и выступает в защиту монашества. Еще более обострились отношения его к светской власти, когда в конце царствования Елизаветы Петровны и затем при Петре III и Екатерине II распоряжения, направленные к ограничению монастырей в управлении их имуществами, вызвали сильное негодование в высшем духовенстве. В А. оно видело единственного человека, способного вступить в открытую борьбу с правительством. 9 февраля 1763 года А. совершает в Ростове чин отлучения с некоторыми прибавками, направленными против "насильствующих и обидящих святые Божии церкви и монастыри", "принимающих данные тем от древних боголюбцев имения". В марте того же года он посылает два донесения в Синод, составленные в том же духе (напечатаны в "Чтениях московского общества истории", 1862 год, т. II и III). Синод доложил императрице об А. как "оскорбителе ее величества", и Екатерина предала его суду Синода "за превратные и возмутительные толкования св. Писания и посягательство на спокойствие подданных". Семь дней длился суд над А.: он был осужден, низведен в звание простого монаха и заточен в корельский-николаевский монастырь. Но и в ссылке А. не унимался. Он продолжал неодобрительно отзываться об отобрании монастырских имуществ, выражал сомнение в правах Екатерины на престол, сочувствие великому князю Павлу Петровичу и т. п. Все это послужило материалом для вторичного суда над А., и делу дан был уже характер политический. В конце 1767 года А. был лишен монашества и приговорен к вечному заключению; под именем Андрея Враля он содержался в ревельском каземате, где и умер 28 февраля 1772 года. Из многочисленных проповедей А. напечатаны "Семь поучений" (Москва, 1742 - 43); остальные, числом 217, хранятся в рукописях в ярославской духовной семинарии. - Ср. В. Иконников , "А. Мацеевич", "Русская Старина" 1879 год, т. XXIV - XXVI); свящ. М. Попов, "А. Мацеевич, митрополит ростовский и ярославский" (СПб., 1905). "Обзор литературы об А." сделан И. Морошкиным (в "Библиографе", 1886 год, № 2 - 4).



Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

Арсений Мацеевич



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.