Арнольд Юрий Карлович
Арнольд Юрий Карлович Арнольд Юрий Карлович
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > Арнольд Юрий Карлович

Арнольд Юрий Карлович

Арнольд Юрий Карлович
Арнольд, Юрий Карлович, композитор и музыкальный теоретик (1811 - 98). Учился в Дерптском университете, по филологическому факультету; курса не кончил. Музыкой стал заниматься с детского возраста, беря уроки (фортепиано) у А.И. Черлицкого, ученика Джона Фильда. Студентом исполнял публично фортепианный концерт Гуммеля и партию баритона в оратории Гайдна "Die Schopfung". В 1831 году поступил в Стародубский кирасирский полк, чтобы участвовать в усмирении польского мятежа. По выходе в отставку А. занимался гармонией у Леопольда Фукса. Контрапункт изучал у О.К. Гунке. В 1835 году появилось в печати первое сочинение А. - романс "Вечерний звон" (Козлов). В 1836 году он написал оперу "Цыганка" на либретто Александра Мундта. В 1836 году познакомился с М.И. Глинкой и дал первый свой концерт (отрывки из опера "Цыганка"). В 1839 году выступил на конкурсе петербургского филармонического общества с балладой "Светлана" (текст Жуковского ). В 1842 году были изданы в Петербурге 40 его романсов. В том же году А. познакомился с приезжавшим в Петербург Ф. Листом, в защиту которого впоследствии выступал в печати. В течение 1842 - 60 годов А. написал (на собственное немецкое либретто) трехактную оперу "Нидия" или "Последний день Помпеи". Эта опера исполнялась в разное время в России и в Германии, но только по частям, и осталась в рукописи. В 1852 году поставлена в Петербурге оперетта А. "Der Invalid", а в следующем году - оперетта "Клад" или "За Богом молитва, за царем служба - не пропадают"; впоследствии А. написал к ней другой текст и переименовал в "Ночь на Ивана Купала". В 1860 году А. написал увертюру к "Борису Годунову" Пушкина , в ней сказалось подражание Глинке. Она была исполнена за границей, и в 1897 году, под управлением автора, в одном из концертов Русского музыкального общества. В русском стиле написаны "Русская баллада" и "Как у всех-то людей" (слова Мея ). В области церковной музыки А. написал "Литургию св. Иоанна Златоуста" (Приложение к журналу "Музыка и Пение"). Большая часть музыкальных сочинений А. осталась не изданной. Как композитор, А. не обнаруживал яркой индивидуальности и находился под сильным влиянием немецких классиков, с одной стороны, и Глинки - с другой. Его литературные произведения: драма "Kunstlerleben" (1852), поставленная в СПб. в 1854 году; трагедия "Andreas Brunau" (1855), шедшая с успехом в Кенигсберге и в Петербурге в 1857 году; поэма "Август". А. сотрудничал во многих русских и немецких изданиях то как театральный критик ("Муз. Театрального Вестника", 1850), то как писатель о музыке (в "Московских Ведомостях"). В лейпцигском журнале "Neue Zeitschrift fur Musik" (1863, № 8 - 15) А. поместил статью: "Die Entwickelung der russischen National-Oper", в которой впервые в немецкой прессе говорилось о значении Даргомыжского. В 1867 - 1868 годах он редактировал "Zeitschrift fur Theater und Musik". В 1868 - 70 годах в музыкальном институте Яна Гувы, в Граце, он преподавал музыкальную эстетику и учение о формах. В Москве он открыл общественные музыкальные классы, имевшие успех и просуществовавшие свыше 10 лет. Здесь он преподавал пение, теорию и историю музыки. Как теоретик, А. известен исследованиями по русскому церковному пению. Собирая и изучая материалы еще с 1842 года, для чего нарочно ездил в Киев и на Волгу, он издал целый ряд трудов: "Die alten Kirchen modi historisch und akustisch entwickelt" (Лпц., 1878); "Теория древнерусского церковного и народного пения", вып. I; "Теория православного церковного пения" (М., 1880). Главный тезис этого исследования - что между нашим церковным пением и древнегреческой музыкой имеется неразрывная связь, - он защищал, между прочим, на диспуте, устроенном в Румянцевском музее Обществом любителей древнерусского искусства. Другие его труды: "Гармонизация древнерусского церковного пения" (М., 1886); "Применение древнеэллинской и византийской теории музыки к знаменному и столповому пению", "Общий свод правил гармонизации знаменного распева", "Гармонические начала церковных гласов", "О принципе гармонизации церковных гласов", "Die Lehre von der Tonkunst auf Grund physiologischen, asthetischen und psychologischen Gesetze", I ч., "Harmonik", т. I; "Die Grundharmonien" (Грац, 1869; по-русски); "Наука о музыке на основании эстетических и физиологических законов", т. I, "Гармония"; вышел только вып. I (М., 1875); т. II: "Die Elemente der polyphonen Bewegung" (М., 1871); т. III: "Die Discordanzen" (М., 1872); "Die absolute Tonlehre und die Klangzeichen der alten Griechen" (1874 - 1879). Не раз А. выступал и как лектор, в России и за границей, по истории музыки и акустики. В Лейпциге он, между прочим, прочел (1883) лекцию "Об основах древне-православного церковного пения". В Московском университете читал курс по истории музыки, получил звание приват-доцента. Вступительная его лекция: "О данных для возрождения самобытной национальной русской музыкальной школы" в значительно расширенном изложении, напечатана под заглавием: "Возможно ли в музыкальном искусстве установление характеристическо-самостоятельной русской национальной школы и на каких данных должна таковая основываться" ("Баян", 1888 - 89). Немало занимался А. и вопросом о преподавании пения, написав статью: "О причинах недостатка в России хороших певцов и певиц" ("Музыкальный Мир", 1883, № 8 и 9) и в последние годы жизни издавая "Теорию постановки голоса" (не законченную), в которой отстаивал метод староитальянской школы. В 1892 - 93 годах издал свои "Воспоминания", охватывающие период времени с 1815 по 1875 годы и имеющие значение для истории быта и музыки в России. Он работал над осуществлением идеи "амплификатора", долженствовавшего улучшить звучность фортепиано и добиться большей точности и ровности тембра в его строе. Фирма Шредера построила по его указаниям инструмент, но за смертью А. его идея не получила практического осуществления. Григорий Тимофеев.



Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

Арнольд Юрий Карлович



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.