Алябьев Александр Александрович
Алябьев Александр Александрович Алябьев Александр Александрович
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > Алябьев Александр Александрович

Алябьев Александр Александрович

Алябьев Александр Александрович
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. Родился 4 августа 1787 года в Москве. Умер 22 февраля 1851 года там же. Происходил из старинного дворянского рода. Отец А., сенатор, затем президент Берг-Коллегии и главноуправляющий межевой канцелярией, дал сыну хорошее домашнее воспитание. Образование свое А. закончил в Московском университетском пансионе. Во время походов 1812 - 1815 годов служил в гусарах. В 1823 году уволен в отставку подполковником. К этому же времени относится появление первых его романсов: "Вечерком румяну зорю", "Соловей" и других. Еще раньше он написал, вместе с Маурером и Верстовским, музыку к водевилю "Новая шалость, или Театральное сражение". В 1822 году в большом театре в Петербурге шла в первый раз комическая опера А. "Лунная ночь, или Домовые", в двух действиях. В репертуаре она не удержалась и издана не была. В 1823 году был исполнен "Польский", сочиненный А., а в следующем году шел водевиль "Путешествующая танцовщица актриса, или Три сестры невесты" с увертюрой и прочей музыкой А. В 1824 году на московской императорской сцене были поставлены две одноактные оперы-водевиля, переделанные с французского А.И. Писаревым : "Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье" и "Хлопотун, или Дело мастера боится". Музыку к ним А. написал в сотрудничестве с Верстовским . В 1825 году была поставлена трехактная опера-водевиль А.И. Писарева, "Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки", с музыкой, написанной А. в сотрудничестве с Верстовским и Шольцем . В том же году А. был арестован по делу о нанесении им побоев помещику Времеву у себя в доме во время азартной карточной игры, после чего через три дня Времев скоропостижно скончался - по заключению врачей, от насильственного разрыва селезенки. На суде не было доказано, что смерть Времева произошло от побоев, но факт азартной карточной игры и нанесения Времеву побоев был установлен. Высочайше утвержденным 1 декабря 1827 года мнением государственного совета А. был лишен чинов, орденов, дворянства и некоторых прав и сослан на житье в Тобольск ("Исторический Вестник", 1908 года, апрель, "К биографии А." А.В. Безродного). Этот случай описан в романе Писемского "Масоны" (Лябьев). В ссылке А. занялся сочинением военной и церковной музыки, оставшейся неизданною, как и прочие сочинения А., кроме романсов. Церковные сочинения А. в церковно-певческую практику не вошли. Рукописи их хранятся в библиотеке московской консерватории. Через несколько времени А. был помилован, но ему был воспрещен въезд в столицы. Запрещение это было еще в силе в 1840 году, но вскоре затем было снято. Возвратившись в Москву, А. продолжал в Москве пользоваться большой известностью. К нему нередко обращались с просьбами принять участие в благотворительном вечере или написать по какому-нибудь случаю романс или хор. Для концерта в пользу нищих А. написал, например, гимн благотворительности на патриотические стихи Ф.Н. Глинки для оркестра, хора и для голоса соло; в том же концерте была исполнена написанная А. "Песнь на смерть Лаврова" (артиста московского театра). Опера А. "Аммалат-Бек" на сюжет повести А.А. Марлинского вовсе не увидела света рампы. Рукопись ее хранится в московской консерватории. Опера "Кавказский пленник" также, по-видимому, относится к позднейшему периоду творчества А.; она издана Юргенсоном в 1898 году, вместе с романсами А. Это - ряд сольных вокальных номеров в куплетной форме романсов А.; эти номера чередуются с мелодекламацией и с небольшими инструментальными интермедиями, весьма бесхитростными по музыкальному изобретению, но пытающимися охарактеризовать то или другое сценическое положение, начиная с интродукции, рисующей лунную ночь в горах Кавказа, и кончая номерами, иллюстрирующими бегство пленника и гибель черкешенки в реке. Хоров в "Кавказском пленнике" вовсе нет. Значение А. в истории русской музыки основывается, главным образом, на его романсах. Музыка в его водевилях состоит, кроме увертюр и инструментальных интермедий, большею частью из куплетов, запеваемых на один мотив; оперы примитивны по форме, не отличаясь по существу от водевилей. В романсах, имеющих почти всегда ту же куплетную форму, А. обнаружил несомненный мелодический дар. Мелодии его красивы, задушевны и порою не лишены русского национального характера. Декламация естественна и довольно выразительна. Фортепианное сопровождение, простое по гармонии, написано звучно, но не разнообразно, хотя в нем зачастую сказываются намерения иллюстрировать текст ("Вечерний звон", "Зимняя дорога" с подражанием колокольчику, "Черкесская песня" и пр.). В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел. Первое издание романсов А. выпущено в Москве у Ю. Грессера в 1859 году в двух частях: в первой 58, во второй - 12 романсов. Второе издание П. Юргенсона (1898 - 99, Москва) заключает в четырех томах 111 романсов, в том числе шесть малороссийских песен, вошедших в сборник, изданный еще в 1833 году (М.А. Максимович , "Голоса украинских песен", в аранжировке А., Москва) и оперу "Кавказский пленник". Популярность романсов А. была очень велика. В изданный в Германии сборник русских романсов и песен под заглавием: "Sammlung Russischer Romanzen und Volkslieder" (изд. Шуберта, Гамбург) вошли романсы А.: "Соловей", "Песнь бедняка", "Луч надежды" и "Вечерком румяну зорю". "Соловей" распевался всюду. Его пели Полина Виардо , Аделина Патти, Марчелла Зембрих. На него писались вариации, между прочим - Глинкой для фортепиано. Лист сделал на эту же мелодию транскрипцию. Гр. Тимофеев.



Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

Алябьев Александр Александрович



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.