Никита Пустосвят
Никита Пустосвят Никита Пустосвят
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > Никита Пустосвят

Никита Пустосвят

Никита Пустосвят
Никита, известный в истории с прозвищем Пустосвят, собственно Н. Конст. Добрынин - виднейший руководитель старообрядческого движения 1682 г. Суздальский священник, ревнитель старины, Никита только по оставлении "властительным" патриархом кафедры выступил активно против Никоновых "новин", с доносом на сторонника Никона, архиепископа суздальского Стефана, обличая его в служении "не по правилам св. отец" (1659). Закончившееся было безрезультатно следствие по этому делу вновь началось по жалобам архиепископа и Никиты друг на друга. Вследствие склонности к старине следователей и судей на соборе 1660 г. архиепископу грозило низложение, но вмешательство царя привело к пересмотру дела: архиепископ Стефан переведен к Архангельскому собору в Москве, а Никита за ложный донос лишен права священнодействовать и причастия. И позже каждогодними челобитьями царю и святителям он не мог добиться "разрешения". В эти же годы Никита готовился к новому выступлению против Никоновых реформ, составляя обличение на книгу "Скрижаль", эту апологию всех "новин" Никона, и на "новоисправленные церковные книги". К осени 1665 г. "великая челобитная" царю была готова вчерне, и Никита давал ее читать кое-кому в Москве. о ней стало известно правительству, и в начале 1666 г. Никита с неперебеленной вполне челобитной был арестован, судим на соборе, анафематствован им и отлучен от церкви, а на его челобитную, получившую уже известность среди старообрядцев, было поручено составить опровержение Паисию Лигариду (его труд остался в рукописи) и Симеону Полоцкому ("Жезл правления", изд. в 1667 г.). Популярность челобитной и обнаруженные в ней Никитой, широкая начитанность, простой и ясный язык, умение использовать слабые стороны и неясности изложения противника - все это выдвигало автора ее в ряды главных руководителей старообрядства, но у Никиты не оказалось твердости и мужества, необходимых вождю гонимых. Устрашенный перспективой "сруба и меча" (заключения и казни), он принес покаянную, был освобожден, но не разрешен к священнодействию. Вернувшийся к старообрядчеству, потом под угрозой наказания снова просивший прощения у патриарха, затем опять обратившийся к старине Никита не мог пользоваться, как "апостат" (отступник), большим влиянием среди братьев по вере. В период опиравшегося на стрельцов старообрядческого движения смутного 1682 г. он был выдвинут, очевидно, за отсутствием других - как книжный человек, могущий "ответ держати" перед духовными властьми. Его грубое поведение на собеседовании с патриархом и др. 5 июля 1682 г. и оскорбительная для царского рода челобитная "раскольников" побудили правительство к более энергичным репрессивным мерам. Стрельцы, обильно угощенные пивом и медом, отказались от защиты старой веры и выдали "отцов-руководителей". Никита, как главный из них, 11 июня был казнен. "Великая челобитная" Никиты издана по автографу Н.И. Субботиным в IV т. "Материалов для истории раскола за первое время его существования" (М., 1878); др. челобитные и некоторые данные о Никите в I т. тех же "Материалов" (М., 1875). Кроме данных в изд. Субботина, см. П.С. Смирнов "Внутренние вопросы в расколе в XVII в." (Санкт-Петербург, 1898, стр. 051 - 052). П. Л.



Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

Никита Пустосвят



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.