Козьма Пресвитер
Козьма Пресвитер Козьма Пресвитер
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > Козьма Пресвитер

Козьма Пресвитер

Козьма Пресвитер
Козьма Пресвитер - южнославянский церковный писатель. Хронологическими данными для определения эпохи деятельности Козьмы обыкновенно служат упоминание у него о начале богомильского движения "в лета правоверного царя Петра болгарского" (927 - 968) и указание духовенству, как на образец для подражания, на "Иоанна пресвитера нового, которого и из вас самих многие знают". Иоанн пресвитер-экзарх был современником болгарского царя Симеона (893 - 927); его едва ли могли помнить даже старые люди позднее конца X и начала XI веков. Но упоминание о "земле болгарской", как о чуждой автору и его слушателям территории, о времени же царя Петра, о попе Богомиле и Иоанне Экзархе, как о далеких по времени деятелях, которым противопоставляются "сии лета", в связи с отсутствием обращений к болгарской пастве, заставляет смотреть на подражание Иоанну Экзарху, как на простую традицию, а не на живой образец. В произведении Козьмы пресвитера нет следов новизны впечатлений от "новоявившейся ереси"; в то же время чувствуется начало реакции, почему эпоху его деятельности приходится значительно отодвинуть от второй четверти X века. Лучший список называет произведение Козьмы пресвитера "Беседой", а эпитет автора, "недостойный", говорит о большей близости данного текста к оригиналу, чем остальных, называющих Козьму "святым". Козьма обличает не только богомилов, но и православное духовенство, которое своими пороками и нерадением вызвало антицерковное и антигосударственное течение. Полная высоких литературных достоинств, обширная "Беседа" является единственным славянским источником по истории богомильства, близким по времени к развитию движения и сравнительно беспристрастным. Забытое на славянском юге в своем целом виде (отрывки, анонимные, помещались в русских сборниках), произведение Козьмы пресвитера стало популярно на Руси в конце XV века, в разгар борьбы с ересью жидовствующих и до сих пор переписывается старообрядцами, ценящими обличительный его характер. - См. В. Златарский , "Сколько бесед написал Козьма пресвитер" ("Сборник статей, посвященных профессору Дринову". Харьков, 1908); М. Попруженко, "Святой Козьма пресвитер "Слово на еретики" (СПб., 1907); его же, "Козьма пресвитер" ("Известия Русского Археологического института в Константинополе", XV, 1911, где указана литература).



Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

Козьма Пресвитер



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.