Климент Смолятич
Климент Смолятич Климент Смолятич
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > Климент Смолятич

Климент Смолятич

Климент Смолятич
Климент Смолятич - русский церковный писатель (начало XII века - после 1164 г.). Посвящение Климента в митрополиты связано с чрезвычайно редким на Руси фактом временной канонической эмансипации от власти вселенского патриарха. Избранный духовенством, при содействии великого князя Изяслава II, Климент был посвящен собором епископов (1147). Стоявшие на стороне традиционной церковной практики три русских епископа отказались признать каноничность посвящения Климента, к ним присоединились некоторые князья, что вызвало смуты в церковном управлении. Изгнание Изяслава со стола повело удаление с кафедры и ставленника его, митрополита Климента (1154). Летопись отмечает, что такого великого "книжника и философа" не бывало на русской земле. Начитанность Климента подтверждается его посланием к смоленскому пресвитеру Фоме, дошедшим с толкованиями мниха Афанасия (последние до сих пор не выделены из послания). В послании особенно характерны аллегорические толкования отдельных спорных мест Священного Писания, главным образом, Ветхого Завета: это позволило автору выказать знание разнообразной литературы, преимущественно переводной византийской. Ссылки Климента на Гомера, Платона и Аристотеля не доказывают непосредственного знакомства его с греческими классиками; цитаты из них обыкновенно брались из третьих рук, причем имена языческих авторитетов приобретали у поздних христианских писателей почти нарицательный смысл. Большее значение имеет свидетельство Климента об основательном знании греческого ("византийского") языка его клириками. Наиболее важно предисловие, в котором Климент опровергает ходившие о тщеславии его слухи: будто в послании к князю Ростиславу (утраченном) Климент "славит себя и творит себя философом". Литературная сторона послания стоит высоко и свидетельствует о переходе на Русь традиционных форм византийской книжности уже в XII веке. Приписываются Клименту анонимное "Поучение о любви" (заметно сходство с посланием Климента к Фоме) и "Слово в неделю сыропустную" в похвалу всем святым, а также несколько ответов в "Вопрошениях Кирика". Можно предполагать, что Климент написал гораздо больше произведений, чем открыто до сих пор. - См. И. Срезневский , "Древние памятники русского письма и языка" (СПб., 1882); Х. Лопарев , "Послание митрополита Климента к пресвятому Фоме" (СПб., 1892); Н. Никольский , "О литературных трудах митрополита Климента" (ib., 1892); его же, "Материалы для истории древнерусской духовной письменности"(ib.,1907).



Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

Климент Смолятич



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.