Зиновий Отенский
Зиновий Отенский Зиновий Отенский
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > Зиновий Отенский

Зиновий Отенский

Зиновий Отенский
Зиновий Отенский - выдающийся церковный полемист и мыслитель XVI в. О жизни его мы знаем мало. Он был учеником Максима Грека и в связи с этим, быть может, подвергся опале и ссылке. С конца 1520-х гг. до конца жизни (1568) он жил в глухой Отенской пустыни Новгородской области. Главное сочинение Зиновия - "Истины показание к вопросившим о новом учении". Оно было порождено ересью Косого и ведено в форме беседы с "крылошанами" соседнего монастыря, смущенными учением Косого. Зиновий последовательно раскрывает учение православной церкви о Боге, святой Троице, о Сыне Божием (Его воплощении, страданиях и искупительной миссии), о почитании икон, святых, мощей, о церковной обрядности, иерархии. Наряду с "Просветителем" Иосифа Волоцкого , "Истины показания" - самый ранний оригинальный и систематический русский богословский трактат, представляющий притом шаг вперед по сравнению с "Просветителем". Зиновий проявляет большую начитанность в Священном Писании и святоотеческой литературе. В своих рассуждениях он оказывается искусным экзегетом и оригинальным мыслителем; он не нагромождает цитат, не "глаголет" только "от писания", но прибегает к аргументам от разума, заимствованным, например, из области естествознания: так, в вопросе о бытии Бога Зиновий использовал известные аргументы физико-телеологический, космологический (с естественнонаучными примерами) и историко-этнографический (consensu gentium), с примерами, имевшими для русских людей интерес актуальности. В учении о Троице Зиновий пользуется известной в патристике аналогией между ней и человеком, в котором он различает ум, слово и дыхание. В экзегетике, наряду с совершенно правильными попытками истолковывать отдельные тексты в связи со всем содержанием книги и с привлечением исторического комментария, Зиновий отдает дань веку, уснащая свое изложение натянутыми, чисто схоластическими аллегориями и произвольными толкованиями. Кроме того, Зиновий прибегает к остроумию в средневековом вкусе, утверждая, например, что учение Косого уже потому ложно, что он "косой", или прибегает к экскурсам в область его биографии, чтобы, запятнав нравственную репутацию Косого, подорвать его догматические мнения. Стиль Зиновия местами живой и воодушевленный, но нередко наблюдается безвкусие, тяжеловесность и натянутость изложения. Зиновий, несомненно, испытал на себе образовательное влияние Максима Грека, но в решении двух важнейших вопросов русской церковной жизни XVI в. (монастырские имения, отношение к еретикам) он не разделял взглядов учителя, будучи близок к иосифлянам: он стоит за сохранение монастырями их вотчин, а также за самые лютые преследования еретиков: они "волки", на которых не распространяется заповедь о любви к ближним. "Истины показание" важно как богатейший, хотя и пристрастный, источник для истории ереси Косого и любопытный показатель умственного уровня церковной интеллигенции эпохи Грозного . Кроме "Истины показания", уцелели два слова Зиновия на открытие мощей святителя Никиты и епископа Ионы . Первое замечательно чутьем природы, второе - полным жизни и огня гневным изображением насилия "владущих" русской землей и ее бедствий. Зиновию приписывается еще, на довольно веских основаниях, догматическое "Многословное послание на зломудрие Косого", вызванное пропагандой последнего в Литве. Автограф "Истины показания" хранится в Публичной библиотеке. "Истины показание" издано в "Правовом Собеседнике" и отд. (Казань, 1863), "Многословное Послание" - в "Чтениях Московского Общества Истории и Древностей" (1880, № 2 и отдельно, М., 1880). - См. Ф. Калугин "Зиновий, инок отенский" (СПб., 1894). А.Ел-ч.



Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

Зиновий Отенский



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.